Реформа предполагает, что налог на рабочую силу приблизится к литовскому и эстонскому уровню, при этом ограничат «микроналог» и другие специальные налоговые режимы. Пока те, кто в них работает, платят меньше.
Минфин предлагает вернуться к почти реализованному в 2016 году плану ввести минимальные социальные взносы. Трудящиеся — вне зависимости от налогового режима — должны будут платить минимум 170 евро социального взноса.
«Месяцы кризиса [Covid-19] очевидно продемонстрировали проблемы с социальными взносами у разных групп работающих. Это одна из причин, почему министерство продвигает эти минимальные социальные взносы», — указал советник главы Минфина Инт Далдерис.
Согласно данным Службы госдоходов, социальные взносы, которые платят за каждого третьего трудящегося в стране, ниже, чем с минимальное зарплаты. Значит, для этой трети налоги вырастут.
Большинство трудящихся — социально наименее защищенные — работают в общем налоговом режиме. Это могут быть, например, занятые не на полную ставку.
Рута Зилвере, латвийский эксперт по координационным вопросам системы социальной безопасности европейской сети специалистов MoveS, считает: правильно было бы выравнять разные налоговые режимы, сблизив ставки социальных взносов, однако нельзя заставлять платить больше, чем человек зарабатывает.
«Есть люди — с низкой квалификацией или низкой зарплатой — которым неполная ставка необходима, поскольку поблизости нет работы на полный день, что достаточно распространено в селах, особенно в Латгалии. Или человеку на данном этапе жизни просто необходима работа на неполную ставку», — заявила Зилвере.
Если социальные взносы надо делать с фиксированного минимума, то налоговое бремя в секторе низких зарплат фактически станет регрессивным, то есть трудящиеся будут платить больший процент своих доходов чем те, у кого зарплаты выше.
Зилвере прогнозирует, что эта работа исчезнет или уйдет «в тень», если налоги будут больше заработка: «Почему в этот момент экономической неопределенности, когда мы не знаем, будет у нас Covid-19 или не будет, удастся нам восстановиться быстро или медленно — почему мы пытаемся выдавить с рынка труда этих людей и эти рабочие места?»
Представители коалиции продвигают поправки, говоря, что заботятся о будущем тех, кто получает мало. Атис Закатистовс, парламентский секретарь Минфина, указывает — трудящиеся сами тоже должны бороться за свои права, однако правительство в этом случае хочет обеспечить всем равные условия.
«В данный момент те, кто платят социальные взносы, содержат тех, кто не платит. Вы, конечно, скажете, что есть сапожник, я не знаю, в Алуксне, которому станет хуже. Я, к сожалению, ничего не могу сказать про сапожника в Алуксне, потому что государство делает одинаковую для всех налоговую систему, что относится к государству в целом», — заявил Закатистовс.
Политики не дают ясного ответа на вопрос, как платить обязательно требуемый социальный налог, если доходы не так велики.
«У наших соседей, которые также недавно ввели такую вещь, эти рабочие места консолидированы. Каждое рабочее место оценивается так, чтобы с него хотя бы минимальную зарплату можно было платить. Это вопросы исключительно организации работы», — заявил Далдерис.
«Я очень надеюсь, что у правительства будут какие-нибудь решения», — так на вопрос о низких зарплатах ответил глава парламентской Комиссии по бюджету и финансам Мартиньш Бондарс. Он добавил, что трудно делать выводы, пока нормы не переданы в Сейм.
Минблаг в данный момент еще думает, кому разрешить не платить ежемесячно 170 евро социального налога. Скорее всего, это не коснется студентов, пенсионеров и заключенных.
Среди правящих партий пока нет полного единодушия по поводу всех налоговых изменений. Вопросы есть, например, о семейной поддержке. О ней только недавно начала говорить Новая консервативная партия — в контексте отказа от необлагаемого минимума в 500 евро, который обещала на выборах.
«Мы пока еще не видим ничего для семей с детьми, и это должно быть в бюджете, даже если это значит, что дефицит бюджета на 3,9%, а 4,1%», — подчеркнул депутат Гатис Эглитис.
Чтобы увеличить господдержку для семей так, как это сейчас обсуждается, может потребоваться более 80 млн евро, подчеркивает Закатистовс. Поэтому еще идут дискуссии по поводу того, не компенсировать ли эти выплаты, отказавшись от какой-либо льготы по подоходному налогу.
Совет по фискальной дисциплине отмечает: нужно внимательно следить за ростом госдолга. Уже сейчас он увеличился с трети ВВП до 50%.
«Это не значит, что мы призываем моментально отказаться от роста долга, но не надо забывать, что государственную поддержку, которая образуется за счет дефицита, надо эффективно вкладывать», — указывает глава совета Инна Штейнбук.
Минусом плана налоговой реформы Совет считает то, что эти изменения, как и предыдущие, не увеличат доходы бюджета в целом. И в этом смысле Латвия от соседей отстает.
Запланированная Кабинетом министров налоговая реформа скорее «косметическая», однако Латвии необходим «капитальный ремонт» фискальной системы. Такую точку зрения в интервью Latvijas Radio сформулировала член правления Совета иностранных инвесторов в Латвии Злата Элксниня-Зашчиринска.
В целом организации, объединяющие и предпринимателей, и сотрудников, положительно оценивают предложение Минфина о налоговой реформе. Но остаются вопросы, которые еще предстоит обсудить, чтобы найти лучшее решение.