"Правительственные силы в Ираке продолжают нести катастрофические потери. Вообще, их уровень, пожалуй, за все годы "молодого 15-летнего Ирака" сейчас самый высокий - такого не было никогда, - пишет специалист по Близжнему Востоку анатолий Несмеян.
Только вчера и только в Фаллудже 14 смертников убили 220 солдат, было убито 92 ополченца из милиции Бадр во главе с командиром, и это не считая "обычных потерь" в боестолкновениях. Боевики в Фаллудже проводят контратаки и теснят армию сразу на двух направлениях. Обстановка крайне сложная и в других городах - Рамади, Байджи, под Мосулом.
Курды "зависли" в Манбидже. Город формально окружен, хотя лишь формально, однако идти на его штурм никто не спешит, тактика ИГИЛ в Фаллудже, которую берут более месяца 20 тысяч человек с ротацией, резко отличается от всех предыдущих боевых действий, когда ИГИЛ попросту уходил, видя бесперспективность обороны. Сейчас все резко меняется - видимо, дальнейшее отступление для военного командования ИГИЛ уже неприемлемо, и оно меняет все предыдущие подходы.
Учитывая, что размен в людях составляет приблизительно 1:5-1:7 в пользу боевиков, такой подход выглядит весьма разумным - даже при очень серьезном превосходстве в людях и технике, противники ИГИЛ все-таки конечны, и истребление лучших и наиболее боеспособных подразделений и частей в городских боях неизбежно даст эффект в скором будущем.
Это все, конечно, вызывает массу вопросов: во-первых, необъяснимо высокий уровень стратегического и оперативного командования ИГИЛ, существенно превосходящий уровень их противников. Во-вторых, очень высокая тактическая выучка командиров нижнего звена и рядовых боевиков. В-третьих, это, конечно, мотивация.
При этом ИГИЛ сохраняет существенные резервы. До сих пор на фронтах воюет менее половины всех имеющихся под ружьем боевиков - большая часть их продолжает нести полицейскую и гарнизонную службу на территории самого Исламского государства. Оценочно - не менее 60% от всей численности боевиков. Кроме того, в лагерях подготовки проходят обучение не менее 10 тысяч человек, и это не ускоренные курсы, а полноценная 3-4-месячная учеба.
Более того - именно пропускная способность этих лагерей не позволяет ИГИЛ принимать желающих со всего мира: существуют чуть ли не квоты для вербовки и транспортировки "мухаджиринов". При этом каждый "мухаджирин" обязан привозить с собой не менее 2 тысяч долларов плюс еще по тысяче долларов на каждого члена семьи (если он прибывает с нею), поэтому ИГИЛ фактически не несет дополнительных расходов ни на вооружение, ни на обучение, ни на обустройство вновь прибывших.
Ежемесячно на территорию Исламского государства прибывает от 5 до 7 тысяч будущих боевиков, в том числе и с семьями, что вполне перекрывает все текущие потери и даже позволяет постепенно наращивать людские резервы.
Пожалуй, только курды из всех противников ИГИЛ имеют возможность маневра людскими резервами - остальные уже истощены. Ирак набирает в армию людей с большим трудом, при этом мотивацией служат в основном деньги. В Сирии люди просто закончились. Ставка и там, и там делается на наемников и ополченческие формирования, выучка которых невелика, а в мотивации в основном преобладает месть или грабеж. К чему это приводит - показывает битва за Фаллуджу.
Каратели из шиитских милиционных отрядов прекрасно расстреливают местных суннитов - десятками и даже сотнями, ролики и фотографии зверств и расправ ничуть не отличаются от игиловских. Однако в бою эти же каратели совершенно нестойки и бегут.
Позавчерашний-вчерашний разгром сирийцев под Табкой имел точно такой же характер: пафосные каратели из группировки "Соколы пустыни" бежали, смяв вторую линию сирийцев, после чего бегство приняло повальный характер.
Сегодня и у Сирии, и у Ирака единственная надежда - на помощь из Ирана. В первую очередь людьми. Однако при таком весьма динамично-сложном положении дел неясно, на сколько хватит иранских резервов, которые он готов выделять без ущерба для собственной безопасности. Основной двигатель этой войны в Иране - Кассем Сулеймани и стоящие за ним политические силы и группы в иранском истэблишменте - все больше сколняются к своеобразному исламскому неотроцкизму, предлагая бросить все силы на покорение региона под вывеской распространения персидского влияния, однако по мере развития катастрофической ситуации в Сирии и Ираке его противники в самом Иране наращивают сопротивление его планам.
По последним сообщениям, Пальмира была атакована огромным количеством смертников, убиты 42 солдата САА, среди убитых, возможно, есть российские военные".