В третьей части знаменитой криминальной саги «Крестный отец» рассказывается такая история — кардинал Ломберто, избранный папой Римским под именем Иоанна Павла I, начинает раскрывать финансовые махинации коррумпированной верхушки Ватикана, и становится жертвой заговора.
Данная история не является полностью выдуманной — загадочная смерть Иоанна Павла I, понтификат которого длился всего 33 дня, до сих пор смущает умы историков.
Действительно ли предстоятеля католической церкви погубила болезнь сердца или все-таки с ним расправились убийцы?
Кардинал Альбино Лучани, 26 августа 1978 года провозглашенный 263-м папой в истории римской церкви, вошел в историю как «Улыбающийся папа». От своих предшественников он отличался простотой и демократизмом, чрезвычайно непривычными для Ватикана того времени.
На церемонии интронизации он не сел в папские носилки, а пошел к алтарю пешком. Не стал Иоанн Павел I надевать роскошную папскую тиару, отказался от салюта в свою честь. Его папский герб украсило одно только слово: «Humilitas (Смирение)».
Он непринужденно общался с журналистами на пресс-конференциях, что резко контрастировало с помпезно-витиеватым стилем предшественников.
По-другому, наверное, и быть не могло. Альбино Лучани родился в горной деревушке в 120 км от Венеции, в семье рабочего. Отец хватался за любую работу, пытаясь прокормить семью. Маленький Альбино вместе с близкими жил даже не в доме, а в амбаре, а спасение от беспросветности находил в книгах Жюля Верна и Диккенса.
Альбино отдали в духовную семинарию, ибо путь священника был едва ли не единственным способом вырваться из бедности для таких талантливых мальчиков из рабочих семей.
Принципиальный среди беспринципных
В 23 года он был рукоположен в сан священника, а уже через пару лет Альбино Лучани стал проректором семинарии, где еще совсем недавно учился.
Он был скромен и прост в быту, что привлекало к нему людей. В годы войны в своей семинарии священник укрывал бойцов Сопротивления, что грозило ему расстрелом. Однако Лучани всегда следовал своим убеждениям.
После окончания войны Ватикан, учитывая его популярность в народе, назначил Альберто Лучани епископом области Витторио-Венето.
Традиция предписывала всем священникам, оказавшимся под его началом, прийти с подношениям. Но новый епископ отверг их, заявив: «Я пришёл, не имея и пяти лир. И уйти я хочу, не имея пяти лир».
Служители церкви далеко не всегда являются аскетами, думающими о Боге. Для многих сан — это лишь один из вариантов карьеры. Кто-то из святых отцов налаживает связи с криминалом, кто-то строит легальный бизнес. Даже целибат, то бишь обет безбрачия, не для всех является «красной чертой» — священники позволяют себе иметь не только любовниц, но и полноценные семьи. О пристрастиях некоторых священников к мальчикам можно и не говорить — это уже давно секрет Полишинеля.
Компромиссный кандиддат
Разумеется, для нечистоплотных служителей церкви Альбино Лучани с его принципами очень быстро стал раздражающим фактором. А когда в 1973 году он стал кардиналом, количество врагов у будущего папы стало расти в геометрической прогрессии.
Смерть римского папы Павла VI 6 августа 1978 года привела в движение партии Ватикана, которые принялись продвигать на трон понтифика своих кандидатов.
Как это часто бывало в истории Римской церкви, ожесточенная борьба ни к чему не приводила. Исчерпав все силы и аргументы, соперники оглянулись вокруг в поисках компромиссной фигуры. Альбино Лучани, не принадлежавший ни к одной из партий, подошел идеально.
На самом деле никто не знает, какие изменения планировал Иоанн Павел I. Он лишь работал над программными документами, так и не огласив своих планов. Но его демократичный стиль, отказ от внешнего блеска, желание разобраться во всех тонкостях происходящего в Ватикане, насторожил многих. Кого-то тревожило желание Папы взяться за финансовые дела Ватикана. Информация о миллионных махинациях просачивалась в прессу, и Иоанн Павел I был серьезно настроен удалить от дел всех, кто был причастен к злоупотреблениям.
Внезапная смерть митрополита
Торжества по случаю интронизации нового понтифика — дело довольно долгое. 3 сентября 1978 года в Ватикан прибыла делегация Русской Православной церкви во главе с митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом. 5 сентября Иоанн Павел I принимал Никодима и сопровождающих его лиц. Во время представления делегации Никодим внезапно рухнул на пол. Прибывшие медики смогли лишь констатировать смерть от остановки сердца.
Всякое в жизни случается, конечно. Но чуть более чем через три недели также внезапно умрет и сам папа.
В середине 1980-х писатель Дэвида Яллоп в книге «Именем Бога» заявит — русский митрополит погиб по ошибке. Якобы ему случайно подали чашку кофе, предназначавшуюся самому Иоанну Павлу I. А в чашке был препарат, который должен был убить понтифика.
Доказать факт отравления сегодня почти невозможно, но и опровергнуть его нельзя. Тело умершего митрополита спешно было подвергнуто бальзамированию. В такой ситуации дать точный ответ не помогла бы и эксгумация тела, но на нее все равно никто не дал бы разрешения.
Инфаркт миокарда «без вмешательства извне»
28 сентября после ужина Иоанн Павел I ушел в свой кабинет. В течение всего первого месяца своего понтификата он работал над планом изменений в структуре Ватикана.
В 4:45 утра Иоанна Павла I нашли в постели. В руках держал все те же листки со своими планами, на нем были одеты очки.
Официальная версия Ватикана гласит, что 65-летний «Улыбающийся папа» скоропостижно скончался от инфаркта миокарда. Совсем недавно, в ноябре 2017 года в Ватикане была выпущена книга «Папа Иоанн Павел I: хроника одной смерти». Собранные в ней показания свидетелей призваны окончательно доказать — никакого заговора не было, и за смертью Иоанна Павла I не стоят заговорщики.
При этом заявляется, что накануне понтифик жаловался на боли в сердце, но к врачам не обращался.
Утверждается, что конклав кардиналов задавал медикам вопросы о возможности «вмешательства извне», на которые врачи дали отрицательный ответ.
Кроме слова работавших в Ватикане медиков полагаться не на что — ведь по старой доброй традиции вскрытие тела усопшего папы не проводилось.
«Святой оффшор» епископа Марцинкуса
В 2006 году ушел из жизни епископ Пол Марцинкус, который с 1971 по 1989 годы возглавлял Институт религиозных дел (IOR), выполняющий функции Банка Ватикана.
Марцинкус был в числе главных подозреваемых в смерти «Улыбающегося папы», ибо о его темных финансовых делах ходили легенды еще в 1970-х годах.
Согласно уставу, IOR создан для того, чтобы взимать плату и управлять ресурсами, принадлежащими религиозным агентствам. Институт Религиозных Дел даёт возможность корпорациям, созданным для религиозных целей, инвестировать средства, привлечённые на их вклады, конфиденциально и без уплаты налогов. Журналисты, пишущие о Ватикане, дали этой структуре прозвище «Святой оффшор».
В 1982 году в Лондоне был найден повешенным Роберто Кальви, председатель крупнейшего частного банка Италии Banco Ambrosiano. Незадолго до смерти Кальви Banco Ambrosiano, имевший тесные связи с IOR, оказался в состоянии банкротства.
Гибель Кальви вызвала много вопросов, и уже в 2000-х было доказано, что банкир не покончил самоубийством — с ним расправились.
Расследование дела о банкротстве Banco Ambrosiano привело непосредственно к Марцинкусу, и на его арест властями Италии был выдан ордер. Однако Ватикан отказался сотрудничать со следователями и взял под защиту епископа как суверенное государство. В результате Марцинкус, до последних дней сохранявший огромное влияние, спокойно умер своей смертью в Аризоне.
Наверное, некоторые тайны Ватикана не будут раскрыты никогда.
"Аргументы и факты".