Относительно памятника в Пардаугаве «Освободителям Латвии и Риги от немецко-фашистских захватчиков», который глорифицирует оккупационную красную армию, все ясно. Общество разделилось. Одни приходят 9 мая провоцировать латышей и праздновать факт оккупации. Вторые бессмысленно борются за снос этого памятника. Бессмысленно, потому что этот памятник защищен договором с Российской федерацией.
Как оказалось, этот документ защищает не только монумент в Пардаугаве. И речь не идет только о надгробных монументах и памятных табличках. Их защищает другая договоренность, согласно которой Латвия и России обязались держать в порядке захоронения – в Латвии ухаживают за могилами русских солдат, в России – за захоронениями латышских. Это понятно. Но в Латвии больше 300 различных памятников советской власти, под которыми не лежат кости, а лежит только идеология. Всякие самолеты, танки, гранитные таблички, чья единственная историческая цель – прославлять советскую власть. И тут, конечно, встает вопрос, с чего это через 30 лет после восстановления независимости в Латвии нужно продолжать прославлять оккупационные власти?
Существует мнение, что эти артефакты следует оставить, как свидетельства своего времени. И есть другое мнение, что их нужно убрать в специальные хранилища.
Однако главное, почему приходится считаться с каждым куском бетона, даже не имеющим никакой художественной ценности - ни одно самоуправление и ни одно государственное учреждение не хочет заморачиваться, это же Российская Федерация. Конкретнее, в 1994 году было подписано «Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Латвийской Республики о социальной защите военных пенсионеров Российской Федерации и членов их семей, проживающих на территории Латвийской Республики». В названии о памятниках нет ни слова, зато они всплывают в тексте. Часть VI. Содержание мемориальных сооружений и мест массовых захоронений, 13 пункт:
«В соответствии с международной практикой латвийская сторона обеспечивает уход, благоустройство и консервацию мемориальных сооружений и мест массового захоронения военнослужащих на территории Латвийской Республики, а также не должна препятствовать при погребении умерших военных пенсионеров и членов их семей. Точно так же Российская сторона обеспечивает уход за мемориальными сооружениями и местами захоронения латышей, ливов и граждан Латвии, погибших в результате войн и репрессий на территории Российской Федерации». Смотрите, именно этот пункт защищает Памятник победы, и все остальные 300+ объекты. В договоре не указано, как именно надо понимать словосочетание «мемориальное сооружение» и должны ли под ним обязательно находится останки людей. Соответственно обе стороны под мемориальными постройками понимают любые артефакты военного или послевоенного времени – будь то памятная табличка латвийским военнопленных в Сибири или бетонный кубик в честь советской армии в Латвии.
Официально советские памятники на территории Латвии не подсчитаны. Их нет в списках Национального культурного наследия. За ними по поручению Министерства обороны присматривает общество «Комитет братских захоронений». И руководитель общества, историк Арнис Аболтиньш составил свой список, в котором насчитывается 313 объектов: https://nra.lv/_files/202006/parskats_padpiemSA-A1-202006.pdf
Конечно, в советские годы во славу советских властей было построено больше объектов, чем дошло до наших дней. По данным Комитета братских захоронений, с 1990 по 2017 годы были демонтированы 4 танка (Даугавпилс, Добеле, Клапкалнциемс, Эргли); 49 фигур Ленина; примерно 30 памятников видным советским деятелям (например, Судмалис, Стучка, Киров), примерно 10 памятных знаков советским морякам и летчикам, которые находились на территории бывших военных частей.
Каждое уничтожение или перенос такого памятника вызывало тот или иной скандал. В течение многих лет Екабпилс безуспешно пытается избавиться от советской пушки. Ломают копья, в попытках выяснить, похоронен ли кто-то прямо под пушкой. Если нет - дело было бы проще. Как в Даугавгриве. В ста метрах от штаба патрульной эскадры Латвийского армейского флота находился памятник подводникам-морякам Советской Армии. Истинно в советском духе - бетонирован и ярко расписан. Надпись на конкретной подводной лодке гласила: «Никто не забыт, ничто не забыто. Слава героям – подводника Балтии». Надпись неоправданно напыщенная. В советские годы на кораблях и подводных лодках, стоявших на Даугавгриве, работали арабы. На сегодняшний день, рядом с базой латвийской армии, место для такого памятника, конечно, самое неподходящее. В прошлом году о памятнике вспомнили Valsts nekustamie īpašumi, скорее всего по просьбе армии. В газету Latvijas Vēstnesis подали объявление, предложив владельцу забрать памятник. Владельца не нашлось и памятник демонтировали.
Настоящие «войны памятников» происходят сейчас в США, Бельгии, Великобритании. Там монументы обливают краской, портят. У нас же все происходит по закону. Хотя спустя 30 лет после восстановления независимости действительно еще есть места, пригодность которых для советских артефактов и вечной славы должна быть пересмотрена. Например, военный бомбардировщик, установленный на постаменте в Скулте Марупской области. С красными звездами и иногда с цветами у подножия. Ему место в музее. С другой стороны, может местным жителям действительно нравится экспозиция с бомбардировщиком оккупационной армии рядом с их домами, и тут риторический вопрос: с чего бы?"