В возмущениях по поводу неожиданного «антисемитизма Петра Толстого» неожиданнее всего, на мой взгляд, вовсе не то, о чем все говорят, а должность говорящего. Я, например, только из этого скандала узнал, что Толстой нонеча не просто депутат Госдумы, а бери выше – зампредседателя ГД! Вице, блин, спикер!
Вот в чем ужас-то, а не в антисемитизме. Полная деградация и извращение высшего законодательного органа страны. Ну вот как, с какой стати бывший ведущий передачи Первого канала про НЕПОЛИТИЧЕСКИЕ (!) новости стал вице-спикером? Он у нас что – народный трибун? Видный партийный деятель? Государственный муж с кучей заслуг в управлении государством? Когда вице-спикером становится Жириновский, это хотя бы понятно – сколько ни ухахатывайся, а он стабильно содержит партию и набирает с этой партией дежурные 10-15%. Это достойно уважения, при всем возможном неуважении к Жирику лично. Но Толстой??
Вот где скандал-то! Опять же – лично я его не знаю (а кто знает?), возможно, сам по себе он человек неплохой, хоть и не без тараканов в голове (о чем как раз его эскапады насчет «евреев, разрушивших наши храмы», и говорят). Но все-таки зам-главы ГД – должность статусная. А получилось, что ее заполнили первой попавшейся мурзилкой – и никого это не взволновало.
Зато все теперь переживают за «антисемитизм» этого «человека из ниоткуда». А как иначе? Если иметь во главе законодательного органа 140-миллионной страны незнамо кого, в случайном порядке доставаемых из мешка – нечего удивляться, когда у незнакомцы начнут изрекать всякие немыслимые вещи. Это, так сказать, входит в условия задачи – чтобы был СЮРПРАЙЗ!
Ну а что касается сути высказывания – тут все на самом деле в мейнстриме. Мейнстрим нынешнего российского государства – отказ от признания собственной вины в чем бы то ни было (равно как и отказ от благодарности кому бы то ни было). Типа всё, чего мы достигли, это беспрецедентно хорошо и успехами мы обязаны только себе; ну а всё, что было плохого и стыдного – так это не мы, это всякие враги подбросили и подсуропили.
В буквальном смысле: пока, мол, русские богобоязненные мужики постились и молились, в промежутках читая библию на церковнославянском – в это время злобные ж… евреи взрывали русские православные храмы и устраивали революцию во всем мире. И ведь куча народа не найдет ни малейших противоречий в этой, мягко говоря, «картине мира»!
В этом смысле Толстой – это, конечно, символ нынешней Госдумы и даже нынешней власти. Какая страна – такие и толстые.
Алексей Рощин, социолог.