«Самое важное — новое определение того, как НАТО смотрит на Россию. И до саммита было понятно, в каких отношениях на данный момент состоят в НАТО и Россия. Но в то же время чрезвычайно важно было это записать в концепции, учитывая что она даёт основу дальнейшей разработке стратегических и потом тактических документов по созданию обороны, архитектуры безопасности. Причём, не только в Европе, которая нас в основном интересует, но и глобально. Поэтому было важно записать Китай в каком-то виде. Поскольку в прежней концепции Россия была определена, как партнёр, а Китай вообще не упоминался.», — объяснила Сигита Струберга, почему итоги недавнего саммита в Мадриде уже называют историческими.
В новой концепции НАТО Москва обозначена, как главная и прямая угроза миру и безопасности стран-членов альянса, а Китай — как одна из стран, которые своей политикой бросают вызов «нашим интересам, безопасности и ценностям и стремятся подорвать основанный на правилах международный порядок». На том же саммите руководство альянса и стран-членов НАТО сделало и другие важные заявления — в частности, о расширении в несколько раз сил быстрого реагирования альянса, об увеличении присутствия сил США в Европе и др.
Не менее важным (особенно для стран Балтии), по мнению С. Струберги, стала и поддержка вступлению Финляндии и Швеции в НАТО.
«Но в тоже время должна сказать, что я бы не расценивала принятые решения, как автоматически гарантирующие нам полную безопасность. Да, НАТО будет стоять, да, 5-я статья будет работать. Но мы должны понимать, что нам надо выполнить очень много домашних работ, чтобы стать эффективной принимающей страной для сил НАТО. [...]
Даже бригада [союзнических сил] на территории Латвии без обширной дополнительной работы — это не тот фактор, который может полностью защитить. Он может удержать Россию от нападения, но не полностью стопроцентно защитить», — заявила она.
Она пояснила свою мысль: нет сомнений, что в случае нападения на нас 5-я статья (нападение на одного из членов НАТО равнозначно нападению на всех членов НАТО) сработает, но для того, чтобы он сработал наиболее эффективным для нас образом, Латвия сама должна укреплять оборону — развивать инфраструктуру и увеличивать собственную армию. При этом надо учитывать, что анонсированное увеличение сил быстрого реагирования потребует времени. Она также признала, что легитимен и поднятый премьер-министром Эстонии Каей Каллас вопрос о том, как будет применяться эта статья: дадут ли нас сначала оккупировать, а потом будут освобождать или же активная оборона начнется немедленно.
На вопрос, значит ли все это, что Европа готовится к войне, генсек Латвийской трансатлантической организации ответила: «Европа готовится к серьёзной работе по сдерживанию агрессии России.
Но учитывая действия Кремля, я боюсь, что полностью исключить сценарий возможной другой агрессии в длительном периоде мы не можем. Это действительно будет зависеть от войны в Украине. [...] Победа Украины чрезвычайно важна, чтобы предотвратить дальнейшую агрессию России в отношении других территорий Европы».