В то время, как Ригу поливал дождь, в Видземе выпала всего лишь пара капель. И это буквально вся вода, которая тут появилась на пастбищах после того, как сошел снег.
На ферме Сандры Стрицки больше пятисот голов скота. Пастбища, на которых коровы традиционно паслись и где фермеры косили траву для корма, жёлтые: вся трава сгорела на солнце.
«Очень сильная засуха, нечего косить, нет корма, который можно заготовить. Ситуация катастрофическая. Вы видите, что сегодня везде льет, но у нас тут ничего нет. Пара капель упала и всё», — говорит глава крестьянского хозяйства Dimanti.
Фермеры готовят групповое письмо к руководителям шести краев (в основном в Видземе) и просят объявить чрезвычайную ситуацию из-за засухи. Нуждаются в поддержке государства.
Многие польские компании закупают в Латвии крупный рогатый скот и корма и увозят коров со всем оборудованием в Польшу. У нас, у фермеров, из-за этого сердце болит. Потому что уничтожается работа всей нашей жизни», — переживает Сандра Стрицка.
В Совете по сотрудничеству сельскохозяйственных организаций (LOSP) говорят, что отрасль под угрозой.
И в Совете по сотрудничеству, и сами фермеры говорят, что надо каким-то образом защитить латвийского производителя молока. Потому что засуха совпала с очень низкими закупочными ценами на молоко, и это убивает фермы даже быстрее, чем отсутствие дождя.
От засухи страдают и крестьянские хозяйства в Курземе, и там фермеры не слишком надеются на помощь государства.
Ранее депутат Сейма Арманд Краузе от Союза «зеленых» и крестьян в эфире программы Латвийского Радио-4 «Открытый разговор» предупредил, что из-за засухи сельское хозяйство Латвии несет большие потери, из-за чего фермеры не смогут выполнить обязательства перед банками и другими учреждениями.
Учитывая же, что перед засухой фермеры столкнулись и с нетипично поздними и сильными заморозками, 80% латвийский территории (с точки зрения сельского хозяйства) уже в критическом положении, считает член правления «Крестьянского сейма» Мартиньш Тронс.