В начале июня в Риге состоялась международная конференция «Латвийская пенсионная система – 20 лет». Долгосрочные прогнозы в отношении пенсионной системы весьма плачевны, так как значительно вырастет удельный вес пожилых людей по сравнению с числом работающих.
В конференции участвовали нынешний министр благосостояния Янис Рейрс и другие государственные должностные лица, представители Государственного агентства социального страхования, латвийского представительства Еврокомиссии, Всемирного банка и ОЭСР, а также руководитель латвийского филиала Compensa Life Виктор Густсонс.
На конференции обсуждались вопросы о преимуществах и недостатках нынешней пенсионной системы, работе этой системы и перспективах на будущее.
Мероприятие посетила также министр социального страхования Швеции Анника Страндхелль.
В свое время Латвия опиралась на проект пенсионной системы, разработанный шведскими учеными. Они работали над этим проектом много лет, однако в конце концов в Латвии эта пенсионная система была внедрена раньше, чем в самой Швеции, – уже в 2001 году. Эта система состоит из 3 уровней, она получила международную оценку как очень хорошая, стабильная и долго функционирующая.
Взносы работающих на 1-м уровне пенсионной системы предназначены для финансирования нынешних пенсионеров. Однако и на условном счете каждого участника пенсионной системы накапливается сумма его потенциальной будущей пенсии – исходя из нее, рассчитывается, какую пенсию конкретное лицо получит на 1-м уровне пенсионной системы, когда достигнет пенсионного возраста.
На 2-м уровне пенсионной системы формируются пенсии из государственных фондов. Это означает, что часть платежей социального налога, вносимых работающим населением, направляется на расходы будущей пенсии конкретного лица (сейчас это 6%), однако этой частью работающий сам может управлять и вкладывать ее по своему усмотрению.
Накопление пенсий на 3-м уровне – дело совершенно добровольное, ему оказывается большая поддержка со стороны государства – на эти накопления распространяются льготы по величине подоходного налога с населения, то есть их можно включить в оправданные расходы при заполнении ежегодной декларации о доходах.
Однако приходится признать, что и у этой системы начинают появляться слабые места. «Так как в рамках нынешней системы часть пенсий, выплачиваемых в конкретный момент, обеспечивают налоги, уплачиваемые работающими в данный период, то огромное бремя ложится именно на их плечи. Учитывая демографические тенденции и сокращение рождаемости, предполагается, что в будущем это бремя значительно возрастет», – указывает на недостатки пенсионной системы руководитель филиала Compensa Life в Латвии.
Что касается региона Балтии и Скандинавии, в Латвии наихудшая демографическая ситуация и, если подумать о будущем, станет ясно, что удельный вес пожилых людей по сравнению с числом работающих вырастет. Уже сейчас в этом плане в Латвии один из худших показателей по всей Европе.
По данным Центрального статистического управления, в 2010 году на каждого пенсионера в Латвии приходилось 3,1 работоспособных человека, в настоящее время - 2,7, а к 2030 году, по прогнозам "Eurostat", этот показатель составит 2,4 работоспособных человека на одного пенсионера.
С учетом нынешнего демографического уровня предполагается, что к 2075 году 50% жителей Латвии достигнут 65 лет. Это означает, что один работающий должен будет содержать одного пенсионера. При таких условиях в существующую пенсионную систему придется внести значительные коррективы. В кулуарах не упоминается тот факт, что государство может воспользоваться правом перераспределять пенсионные накопления граждан и вместо государственного пенсионного фонда направить их в распределительную систему, как это было сделано, например, в России в 2013 году.
При оценке различных ситуационных сценариев (сохранения нынешней пенсионной системы или внесения некоторых изменений) становится ясно, что надо пытаться создавать как можно большие пенсионные накопления уже сегодня. Те, кому сейчас 20, 30 или 40 лет, могут накапливать свою пенсию частным образом, то есть часть доходов направить на формирование своей будущей пенсии, делая добровольные накопления на 3-м пенсионном уровне.
Сейчас нет явных сигналов того, что демографическая ситуация может улучшиться - естественный прирост населения остается отрицательным, так как смертность по-прежнему превышает рождаемость. В 2015 году в Латвии умерло 28,478 человек - на 12 больше, чем в 2014 году. Таким образом, численность населения по естественным причинам сокращается на 1,5% в год, что влияет и на число будущих наемных работников, обеспечивающих выплаты пенсий.
В 2015 году число трудоспособных жителей Латвии сократилось на 20,3 тыс. (1,7%), главным образом из-за эмиграции.
С 2000 года по 2014-й Латвия потеряла 380 тысяч человек, или 16 процентов населения! Всего же с 1990 по 2014 год количество населения в ЛР уменьшилось на 25 процентов! И это без войн, эпидемий и стихийных бедствий! Если государство пасует перед лицом эмиграции, то почему оно не озабочено улучшением демографической ситуации за счет рождаемости?
Еще в 2011 году Европейские структуры, оценив систему детских пособий в Латвии, признали, что она неэффективна — пособия слишком малы. Чтобы такое пособие было серьезным подспорьем в семейном бюджете, оно уже тогда должно было составлять как минимум 38 евро за ребенка. Уже в 2013 году 10 процентов всех латвийцев появилось на свет в Англии.
В Латвии нет также единого регистра бесплодия, поэтому нет данных о текущем количестве людей, страдающих от бесплодия, различных диагнозах, а также о ситуации в целом.
Какой еще пинок нужен нашим чиновникам, чтобы они наконец сделали хоть что-то для предотвращения катастрофы пенсионной системы?
Инесса Розе