Такой тезис выглядит интригующим – а если узнаешь, что сказано было почти 30 лет назад – так и вдвойне! Ну а авторство меморандума для ЦРУ, составленного в 1992 году, вовсе сногсшибающее.
Шпион, пришедший с холода
15 декабря 1961 года с поезда в шведской Хапаранде, близ финской границы, сошли крепкий мужчина с залысинами, миловидная женщина и девочка школьных лет. У них было совсем немного багажа, взрослые выглядели нервно. На перроне к ним подошли несколько джентльменов, проводивших туристов к автомобилю с дипломатическими номерами. Так произошел переход сотрудника резидентуры КГБ СССР в Хельсинки майора Голицына к американцам.
Анатолий Михайлович Голицын, несмотря на аристократическую фамилию, происходил из малороссийских крестьян – потомков крепостных тех, знатных Голицыных. Родившись в 1926 году в Киевской губернии, он сел в советский социальный лифт, который был быстрым – но и опасным. В 10-м классе Толик строит оборонительные линии у столицы СССР, получая медаль «За оборону Москвы». Потом – артиллерийское училище. На фронт не успел, направлен в школу военной контрразведки.
После объединения СМЕРШ и МГБ зачисляется в кадры ведомства Виктора Абакумова, где привлекается к стратегическому планированию. Благополучно пережив падение руководства госбезопасности, в 50-е гг. Голицын продолжает службу в центральном аппарате на площади Дзержинского. Ну и та самая командировка в Финляндию, которая оказалась роковой для советской разведки, а Анатолию Голицыну принесла заочный смертный приговор.
По оценкам историков спецслужб, измена Голицына нанесла огромный вред закордонной активности СССР. Он сдал ЦРУ самого результативного «крота» в британской MI-6 – Кима Филби, сообщил о десятках нелегалах. Но главное – предложил целостную концепцию восприятия «оттепели» и «разрядки» как советской отвлекающей спецоперации, целью которой являлось ослабление Запада. В числе двойных агентов Кремля Голицын числил и Пеньковского, и даже Сахарова!
Воздействие теорий Голицына на американцев было связано с решительной поддержкой, оказанной ему шефом контрразведки ЦРУ Джеймсом Энглтоном. По иронии судьбы, все остальные советские перебежчики воспринимались США как специально засланные лазутчики. Так продолжалось до середины 70-х, когда звезда Энглтона в Лэнгли закатилась. Ну а Голицын не складывал оружия и перешел на написание книг.
В первой – «Новая ложь для старого» (1984), он четко предсказал реформы в СССР как управляемое сверху действо. Во второй же – «Обман перестройки» (1995), Голицын утверждал, что Советский Союз не потерпел крах, но пережил управляемый роспуск, дабы воплотиться в новом качестве. Обе работы на русский не переводились — их содержание невыносимо еретическое для всех!
Четыре стратегии Кремля
В меморандуме 1992 года для Центрального разведывательного управления США Голицын перечислил 4 основные стратегии Кремля. Первая должна привлечь «СНГ, и в частности Россию напрямую, к давним американским союзникам, таким как Германия и Япония, и вызывая их лояльность, переместить от Соединенных Штатов к экономическому и политическому союзу с СНГ и особенно с Россией». «С этой целью Россия использует экономическое соперничество Америки с Германией и Японией… и предложение им прибыльных рыночных и инвестиционных возможностей… Можно ожидать, что Китай присоединится к этой кампании…»
Как видно из практики последних трех десятилетий, ФРГ стала стабильным покупателем российского газа, не прочь поставить технологичное оборудование даже в Крым, - ну а по поводу различных силовых акций США занимает критическую позицию. За что «союзники» подслушивают саму фрау Меркель!
Вторая стратегия, по Голицыну, была направлена на исламский юг. «Мусульманские государства в СНГ наладят и развивают экономическое и политическое сотрудничество с фундаменталистами в Иране и других странах мусульманского мира». Характерно, что в этом разделе аналитик упоминает… Нагорный Карабах. Это – «тактическая уловка для вовлечения Турции, Ирана».
События конца прошлого года продемонстрировали способность достигать равновесия между интересами Москвы и Анкары в Закавказье, а Тегеран уже давно вписался в региональные и глобальные схемы с участием РФ и КНР.
Третья стратегия, по Голицыну, сосредоточена на Африке, уходящей из сферы влияния Запада. В этом он тоже оказался прав – сегодня российские компании чувствуют себя на Черном континенте как дома; частные военные фирмы обеспечивают безопасность российских проектов и поддержку дружественных режимов. В свою очередь Пекин массированно строит дороги, предприятия, порты.
Четвертая стратегия в видении А. Голицына касалась политики на Ближнем Востоке: «Чтобы в долгосрочной перспективе радикально изменить отношения между США и Израилем, в структуре политической власти в Израиле, в позиции Израиля на Ближнем Востоке и в мировом мнении по отношению к Израилю».
Таки и это случилось! Несмотря на 4-летний период особого благоприятствования при Трампе, в XXI веке США и Израиль существенно отдалились друг от друга.
Тридцать лет спустя
«Утрата старых союзников и потеря запасов нефти… приведет к появлению СНГ и Китая как более сильных противников и к необратимому изменению баланса мировых сил… Соединенные Штаты будут ослаблены и разделены», - предсказывал Анатолий Голицын в начале 90-х годов.
Естественно, что тогда он не мог представить персонального воплощения нового – после Ельцина - российского руководителя, но нарисовал достаточно угрожающий образ обстановки на фронтах противостояния спецслужб: «Реформированный» КГБ ведет активные разведывательные операции против Запада, - отмечал также бывший сотрудник советской разведки. - Фактически, его политические и оперативные возможности были расширены.
Вместо привычного единого КГБ Запад столкнулся с пятнадцатью КГБ, которые не только изменили свои названия, но и приняли… если цитировать Ленина, «новый способ работы».
Стратегия «конвергенции», или слияния лучших черт социализма и капитализма, нацелена на проведение «Второй Октябрьской революции». «Лидеры новой России и другие бывшие советские республики», по мнению Голицына, уверены в том, что «Большая семерка» во главе с США скоро истощит свои природные ресурсы, и потому, если им удастся привлечь капитал и технологии развитых капиталистических стран, «они будут в состоянии навязать на этом основании Pax Russiana двадцать первого века мир, который поможет им добиться политической победы Второго Октября».
«Точно так же нынешняя и будущая помощь Запада России не сможет отвлечь российских лидеров от своих долгосрочных целей мировой гегемонии, которые они будут продолжать преследовать вместе с коммунистическим Китаем. Пока американские политики мобилизуют массовую поддержку России со стороны Запада и построение оптимистичных ожиданий относительно будущего демократии там же, советские стратеги по-прежнему спокойно проводят свою стратегию».
Анатолий Голицын ушел из жизни в 2008 году в возрасте 82 лет, но сегодня многие его предсказания заставляют поразиться их точности. А что еще готовит нам будущее!