В странах Европы подходы также разнятся. В Чехии, например, маски обязательны, в Литве — рекомендованы (и не только маски, но и перчатки). В других государствах, в том числе и пострадавших от Covid-19 гораздо сильнее, таких требований нет. Всемирная организация здравоохранения сформулировала свои базовые рекомендации для населения:
Здоровым людям носить маску следует, только если они оказывают помощь человеку с подозрением на коронавирусную инфекцию;
Носите маску, если вы кашляете или чихаете;
Маски являются эффективным средством только в сочетании с регулярной обработкой рук спиртосодержащим антисептиком или водой с мылом.
Американский психотерапевт, преподаватель Северо-Восточного университета (Бостон, США) Эми Морин утверждает, что закрывающая нос и рот маска создает ощущение защищенности, успокаивает страхи и сберегает душевное здоровье, хотя, конечно же, не дает стопроцентной гарантии от заражения. Вот несколько причин, которые могут побуждать людей надевать защитные маски.
Нас страшит неизведанный риск
Привычный риск нас не пугает. Мы не испытываем страха, садясь за руль машины. Но, согласно статистике, вождение автомобиля — это действительно большой риск (примерно каждая 103-я смерть в США — следствие автокатастрофы). Но вам не страшно, потому что это — знакомый риск.
Коронавирус — это нечто новое и опасное. Вам некомофортно от мысли о том, что вы тоже можете заболеть и, в худшем случае, умереть от Covid-19. Вы боитесь этого больше, чем разбиться в автоаварии. Ваш страх подпитывается тревожным информационным фоном, ведь коронавирус сейчас везде — и в СМИ, и в соцсетях.
Чем больше такой информации вы поглощаете, тем выше вероятность того, что шанс заражения будет вами сильно переоценен.
В результате вы пытаетесь отгородиться от этого страха с помощью маски.
Мы создаем «иллюзию контроля»…
Когда нас что-то беспокоит, мы всеми силами пытаемся обрести контроль над ситуацией. Психологи называют это явление «иллюзией контроля». Мы часто принимаем странные суждения, основанные на нашем субъективном понимании контроля. Например, люди считают, что, когда они управляют автомобилем, для них вероятность разбиться меньше, чем если бы они ехали в той же машине пассажиром. Они считают себя способными предотвратить аварию, поскольку контролируют ситуацию, хотя на самом деле никто этого не гарантирует.
Точно так же люди думают, что у них больше шансов выиграть в лотерею, когда номера выбирают они сами, а не компьютер. Даже если они выбирают числа совершенно произвольно, люди ощущают большую степень контроля, который, как они верят, повышает шансы на успех.
Маска на лице — это один из способов убедить себя, что у нас есть некоторый контроль над ситуацией.
Мы как будто говорим себе: «Эта маска уменьшает мои шансы заболеть». А это, в свою очередь, уменьшает наше беспокойство.
В ожидании чего-то плохого мы чувствуем себя лучше, если предпринимаем какие-то действия. Даже если действие бесполезно, мы предпочтем обмануться, надеясь, что это действие обеспечит нам хоть какой-то контроль над результатом.
…и мы рискуем больше
И, когда есть некая гарантия снижения риска, мы склонны рисковать больше. Исследования страховых компаний показали, что
водители часто становятся более безрассудными, когда их автомобили оснащены более сложными системами безопасности.
В случае эпидемии приходится считаться с опасностью того, что человек в маске станет пренебрегать правилами социального дистанцирования, будучи убежденным в том, что он находится под защитой.
И подчиняемся стадному чувству
Стадный менталитет существует. Чем больше вы видите других людей в маске на улицах, в магазинах, в транспорте, тем больше вероятность, что вы убедите себя: так надо.
Когда большинство вокруг вас — в масках, вам без нее будет неуютно и тревожно.
К тому же люди в масках словно посылают вам сигнал о том, что они заботятся и о вашем здоровье тоже. Это снижает вашу тревожность по поводу пандемии и, возможно, вам захочется ответить им тем же.