Через несколько недель некоторых наших четвероногих питомцев ждет обязательная регистрация. Брошенные собаки останутся в прошлом?
С 1 июля 2015 года для части собак вводится обязательная установка чипа и регистрация. А еще через год это коснется всех без исключения четвероногих питомцев… Для чего? Во что обойдется новшество? Как сделать чип?
— С 1 июля любой, кто дарит собаку или берет ее в приюте для животных, должен будет устанавливать на нее чип и регистрировать в Центре обработки сельскохозяйственных данных. А с 1 июля 2016–го это коснется всех без исключения собак, — разъясняет "ВЕСТЯМ" председатель Латвийской кинологической федерации Вия КЛУЧНИЕЦЕ. — Цель — найти управу на тех, кто на произвол судьбы выбрасывает собак. И чтобы собаку, которая потерялась или убежала, легко было обнаружить. Так же, как и вычислить ее хозяина…
В теории все вроде бы выглядит гладко: чип — электронная микросхема с регистрационным номером животного, которая вводится под кожу. Фамилии хозяина собаки на чипе не будет, но и номера хватит, чтобы по нему в регистре Центра обработки сельскохозяйственных данных установили, кто владелец животного.
Однако что будет на практике? И часто ли сегодня находят собак, у которых уже стоят чипы?
Известно об одном случае
Заместитель руководителя Центра обработки сельскохозяйственных данных Эрна ДАЛВАНОВСКА рассказывает, что за три года, пока действует регистрация и чипирование, у них зарегистрировано около 17 тысяч собак. Число небольшое, если учесть, что, по неофициальным данным, в Латвии около 200 тысяч собак (в сравнении с Финляндией, скажем, это сущая мелочь: там их более 1,5 миллиона, на каждого человека — 1,5 собаки).
Активнее люди регистрировались в первое время, когда это можно было сделать бесплатно. Регистрировались владельцы дорогих собак, те, кто выезжал с питомцами на выставки: для них это было обязательно.
Ну а много ли убежавших собак с чипами вернулись к своим владельцам за это время?
По словам собеседницы, они не ведут такой статистики. Точно ей известно лишь об одном случае, когда искавшие пропавшую собаку иностранцы обратились в латвийский регистр. Оказалось, что она у нас на учете. Как попала в Латвию и вернулась ли к хозяевам — чиновнице неизвестно.
Не исключено, что дорогую собаку могли украсть. А как быть в подобных случаях? Вор ведь не будет светиться и, в конце концов, может попытаться удалить чип.
Мне объясняют, что изверги и негодяи, конечно, не перевелись, но это экстраординарные вещи. А воровство очень дорогих собак бывает. Но и их находят, потому что хозяину все равно придется вести животное к ветеринару на прививки. По чипу тот и сможет узнать ее историю. Собака же без чипа, со шрамом на его месте, тоже привлечет внимание и ветеринаров, и полиции…
Нужно ли это полиции?
А вот Вия Клучниеце не берется прогнозировать, принесет ли идея плоды. Сколько уже в Латвии за эти годы напридумано новшеств, только результатов не видно.
— Следить за тем, чтобы у собаки был чип, станут государственные структуры. А мы из практики знаем, что они могут завалить любое начинание, — говорит она. — Скажем, вечером поймали беспризорную собаку, которая покусала человека. У нее есть чип. Казалось бы, чего проще — выйти по нему на владельца собаки. Да не тут–то было: Центр обработки сельскохозяйственных данных заканчивает работу в 18 часов…
В соседней Литве этим занимаются негосударственные организации. И действуют, по оценке профессионала, быстро и эффективно. Часто выезжают в рейды вместе с полицией. Проверяют собак, которых выгуливают хозяева. Нет чипа? Тут же на месте вводят его, а с хозяина взимают не только сумму услуги, но и штраф.
— У нас на первый раз хозяина можно будет предупредить, — полагает г–жа Клучниеце. — А в следующий — уже не церемониться. Сейчас максимальная сумма штрафа за административные нарушения для физического лица — 700 евро. Но в Латвии полиция мало занимается собаками. Поэтому часто по вечерам можно увидеть собак, которых хозяева отпускают выгуливать одних. А полиции легче содрать штраф с неправильно припаркованной машины: сфотографировал — и баста…
Владельцы же домашних животных, по словам специалиста, спохватываются лишь тогда, когда приходится выкладывать реальные суммы.
— Вот в нашем районе дважды в приют отвозили собаку — умную, хорошую. А виноват хозяин, который ее отпускал одну гулять. Первый раз его штрафанули на 25 евро, второй — на 100. И он понял: церемониться с ним не будут, — продолжает руководитель Кинологической федерации.
Сколько стоит удовольствие?
Единого прейскуранта по стоимости установки чипа нет — все зависит от конкретного ветеринарного врача и ветеринарной клиники. А они в Латвии частные, поэтому, как говорится, хозяин — барин. По нынешним расценкам, говорит глава Кинологической федерации, услуга обходится около 20 евро. Плюс регистрация в регистре Центра обработки сельскохозяйственных данных — около 7 евро. Есть идея освободить от платы за регистрацию и ввести льготы на чипы для некоторых категорий жителей: одиноких пенсионеров, многодетных, малоимущих, тех, кто берет собак в приютах. Предлагают ее общественники, а чиновники не готовы чем–то жертвовать.
— А ведь люди, которые берут собак из приютов, не только поступают благородно, но и принимают на себя дополнительные расходы. Приюты содержатся за счет самоуправлений и пожертвований. Так неужели они должны еще платить за чипы и регистрацию? — недоумевает руководитель организации, объединяющей 20 латвийских приютов для беспризорных собак по всей стране, Илзе ДЖОНСОНЕ.
По ее словам, сами чипы стоят недорого — они с коллегами убедились в этом и в прошлом году. На пожертвования приобрели около 2,5 тысячи чипов, каждый — по 3 евро. А потом раздали латвийским приютам. Количество же людей, которые могли бы устанавливать чипы, по мнению г–жи Джонсоне, надо расширить — чтобы среди ветврачей повысить конкуренцию.
— Мы хотим добиться, чтобы правительство разрешило устанавливать чипы и кинологам, и сотрудникам приютов. Это в разы уменьшит нынешние суммы. А высокая стоимость — одна из главных причин того, почему всего лишь 10 процентов владельцев собак решаются на чипирование, — продолжает она.
Регистрацию же собак, по ее мнению, государство должно полностью взять на себя: идея–то его, почему же владельцы собак должны еще 7 евро платить?
— Может же государство хоть что–то делать за свои средства или за средства из европейских фондов? Ведь главная цель — добиться того, чтобы 99% всех собак были зарегистрированы. Тогда и результат будет, и тем, кто измывается над животными, бросает их, не удастся отвертеться, — убеждена г–жа Джонсоне.
А не получится ли, что в будущем на тех, кто пройдет регистрацию, повесят новые налоги и пошлины — в Латвии такое уже не раз проходили?
Представитель Центра обработки сельхозданных г–жа Далвановска говорит, что и сегодня собачникам нужно платить налог. Каждое самоуправление устанавливает свой, для Риги это около 10 евро. Сейчас самые исправные плательщики этого налога — пенсионеры. Регистрация же обяжет платить всех. Но это, по мнению г–жи Далвановской, обязательное домашнее задание, которое нужно выполнять. Из этих средств финансируются и приюты, и службы, которые доставляют в приюты брошенных собак.
Бедные кошки…
Не исключено, что в будущем в Латвии "построят" и кошек — для них тоже введут обязательное чипирование и регистрацию. Пока это касается только тех усатиков, которых отвозят на зарубежные выставки. Как и хорьков. Сейчас в регистре — 1 075 кошек и 68 хорьков.
Послесловие. Счастливый Отто
…У наших соседей по дому полгода назад появилась третья собака — овчарка по кличке Отто. До этого уже было два ньюфаундленда, а овчарку подобрали в лесу. Была привязана к дереву, на ошейнике кличка — Отто. Какие–то негодяи оставили умирать. Соседям стало жалко, и теперь у них трое симпатяг.
Хочется верить, что новые правила помогут свести к минимуму количество таких случаев, а о варварах, бросивших на погибель беззащитных существ, сможет узнать как можно больше людей — их имена нужно публиковать в газетах и журналах. Хорошо бы — с фотографиями…
11 июня 2015. №23