В департаменте городской собственности Рижской думы говорят: если продажа дома — это схема по уходу от ответственности за состояние недвижимости, то этот фокус не пройдет.
«Если сменится владелец, Рижская дума примет еще один административный акт, и новый владелец должен будет его исполнять. Если нет — то к нему будет относиться всё: и повышенная ставка налога на недвижимость, и штрафы», — прокомментировал попытку сбыть с рук требующую крупных инвестиций собственность Олег Буров, глава комиссии РД по деградировавшим постройкам.
История с этим зданием тянется десятилетиями. Вот статья в газете Rīgas Balss от ноября 1990 года. Ещё полная надежд. В ней говорится, что уже 2 года историческое здание стоит заброшенным. Но скоро начнется капитальный ремонт. Мара, которая часто ходит мимо этого дома, много лет наблюдает, как и спустя 28 лет оно продолжает приходить в упадок:
«То заклеено одним, то вторым. То ветер срывает. Хозяева меняются, поэтому так получается».
Не изменилась картина и на кадрах из 1999 года. А это уже 2001-й: после бури накренилась башенка дома. В 2008-м здесь произошел пожар. А это 2012-й год. Годы идут, а здание не только портит городской ландшафт, но становится все более неустойчивым.
В прошлом году строительный эксперт обнаружил наклон наружных стен. Сейчас у дома два владельца — один из них гражданин Эстонии. За здание они платят повышенную ставку налога. Штрафы временно не применяются, поскольку владельцы обещали думе исполнять все предписания.
«До 10 марта они должны предоставить строительный проект, а в апреле провести техническое обследование, чтобы проверить отклонение фасада», — поясняет Олег Буров.
Сделает ли это прежний хозяин — или уже новый? Если объект продадут — неясно. Но эксперт по коммерческой недвижимости компании Ober Haus Каспар Корбс говорит, что рынок недвижимости в Латвии активен, и интерес к историческим зданиям тоже есть. Даже если они в плохом состоянии. Главный вопрос — в цене:
«Там нет окон, и с полами и потолками все не в порядке — цена в таком случае должна быть намного ниже. 1-1,2 миллиона».
Дом на Марияс — один из ярких образцов югендстиля. Его построили в 1904 году по проекту архитектора Константина Пекшена.
А вот другой такой образец, дом на Калнциема, 2Б, только недавно сменил владельца, после чего сгорел. Полиция продолжает следствие. И главная версия произошедшего — поджог.