И если администрация нового президента США Дональда Трампа будет придерживаться того изоляционизма, о котором Трамп говорил в ходе своей предвыборной кампании, то поддерживать порядок на Балканах станет задачей "разобщенного и беззубого" Европейского союза, перед лицом которого Россия чувствует себя довольно уверенно.
Поэтому, как пишет Bloomberg, вовлеченность России в дела Балкан предопределена.
В РФ считают, что вхождение в НАТО Черногории, Македонии и Боснии является серьезной угрозой для безопасности России со стороны Запада, как это уже произошло с бывшим российским союзником - Болгарией. Теперь цель президента РФ Владимира Путина - заставить другие балканские страны стать нейтральными в отношении членства в западных структурах.
На прошлой неделе глава МИД России Сергей Лавров на большой пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2016 году заявил, что Россия выступает за прекращение деятельности аппарата Верховного представителя по Боснии и Герцеговине, созданного в соответствии с Дейтонским соглашением 1995 года, положившим конец войне в Югославии.
РФ "не раз напоминала западным партнерам, что уже становится неприлично сохранять в БиГ (Боснии и Герцеговине), которая считается независимым государством, аппарат так называемого высокого представителя, который обладает правами генерал-губернатора и может навязывать трем государствам, образующим его народам (босняки, сербы и хорваты. - Прим.ред.), любые решения".
По словам Лаврова, такая ситуация "вызывает раздражение". Он подчеркнул, что "эти раздражители создаются политикой тех, кто навязывает всем балканским народам так называемые европейские ценности уже в новой, осовремененной постхристианской упаковке".
Как пишет издание, сейчас Россия на Балканах "тестирует границы возможного". У РФ есть союзники среди сербов, она защищает Милорада Додика, президента Республики Сербской, составной части Боснии, и поддерживает его усилия, направленные на утверждение сербской идентичности.
Для Москвы Додик стал инструментом для уменьшения влияния Запада в Боснии. А для Запада Додик - проводник идей Москвы, получивший от РФ финансовую помощь - Россия вернула Боснии часть советского долга Югославии в размере 125 миллионов долларов.
На президента Республики Сербской на прошлой неделе США наложили санкции за препятствование выполнению Дейтонского соглашения.
Bloomberg отмечает и вовлеченность России в последний конфликт в Косово, связанный с поездом, направленным из Белграда, столицы Сербии, в район Митровицы, населенный сербами город на севере Косово.
На подаренном Россией поезде производства "Метровагонмаша" было написано на 21 языке "Косово - это Сербия". Это возмутило косовские власти, которые остановили поезд на границе и отправили назад.
Президент Косово Хашим Тачи обвинил сербов в подготовке совместно с Москвой "крымского сценария" для захвата северной части его страны. Глава МИД России встал на сторону сербов и заявил, что власти Косово не имели права останавливать поезд.
Большинство сербов с симпатией относятся к России из-за исторических связей и недоверия к НАТО. В других бывших государствах, входивших в Югославию, у России нет таких открытых союзников, как глава Сербии Томислав Николич, и такой широкой поддержки среди населения.
В Македонии Россия также поддерживает местные власти, рассматривая проходившие там в 2015 году протесты как попытку Запада захватить страну.
В Черногории, где у власти находится прозападное правительство и около половины населения поддерживает членство в западных структурах, Россию в 2016 году обвинили в подготовке заговора с целью убийства премьер-министра Мило Джукановича.
Издание заключает, что Россия в той или иной мере оказалась вовлечена в дела всех балканских стран. В последнее время ее участие становится все более активным, и если ситуация накалится, то не исключена возможность политического и военного вмешательства России под руководством Путина, который не верит в то, что сферы влияния являются устарелой концепцией.
Руководство России понимает, что успех европейской интеграции Сербии и окончательное решение вопроса Косово может поставить точку на пророссийских симпатиях сербской политической элиты и экономических интересах Кремля в Сербии, пишет обозреватель и публицист Виталий Портников в своей колонке на сайте "7 Дней".
А с Косово дела обстоят и того хуже. "До сих пор косовский прецедент остается - по крайней мере в головах Путина и его сподвижников - тем самым фактом, который дал Москве возможность признать независимость Абхазии и Южной Осетии и аннексировать Крым.
Если будет найден модуль решения косовского вопроса, это лишит Москву одного из самых важных аргументов в спорах с Западом. Таким образом, Россия будет делать все возможное для дестабилизации ситуации во взаимоотношениях Сербии и Косово - при помощи как президента Сербии Томислава Николича, так и при содействии тесно связанных с Москвой руководителей сербских общин Косово", - уверен обозреватель.
"На пространстве бывшей Югославии у России есть еще один союзник, очень важный - президент Республики Сербской в составе Боснии Милорад Додик. В прошлом году этот политик уже провел на территории этой республики - составной части единой Боснии и Герцеговины - референдум о признании государственным праздником Дня независимости Республики Сербской. Это день фактического отделения сербских территорий от Боснии и начала этнических чисток, которые "ополченцы" из числа боснийских сербов проводили при действенной поддержке генералитета Югославской народной армии и личном содействии Слободана Милошевича. После очередной поездки в Москву Додик решил провести в 2017 году референдум о независимости Республики Сербской. Если этот референдум пройдет - а в том, что подавляющее большинство его участников выскажется за независимость, никто не сомневается - то будут торпедированы Дейтонские соглашения об урегулировании в Боснии и Герцеговине".
Как пишет Плотников, "Россия Путина не просто будет помогать Сербии - она с удовольствием превратит эту страну в новый фронт военных действий и будет жаждать столкновения с НАТО - в Сербии, Косово, Боснии, хоть где-нибудь. Или отказа НАТО от вмешательства - что тоже устраивает Кремль, который после этого постарается распространить свое влияние на Балканы так, как сейчас распространяет на Ближний Восток".
По его мнению, именно ради этого "российские агенты пытались устроить переворот в Черногории и убить премьер-министра этой страны Мило Джукановича, лидера процесса европейской и евроатлантической интеграции этой небольшой балканской страны".
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг уверен, что Москва усиливает свое присутствие и сферу влияния на Балканах, а Кремль явно препятствует членству Черногории и Сербии в Североатлантическом альянсе.
"Мы наблюдали увеличение российского присутствия, в том числе на западе Балкан. Мы не противодействуем российской пропаганде пропагандой, мы будем противодействовать ей открытыми свободными дебатами, потому что верим, что правда преобладает", - заявлял в начале декабря 2016 года Столтенберг.
"Я видел сообщения об участии российских граждан в серьезных инцидентах в Черногории в день голосования. Этот вопрос расследуют власти Черногории. Я знаю, что Сербия помогла и способствовала прояснению фактов в отношении этого инцидента", - добавил он.
Ранее президент РФ неоднократно говорил, что считает заявления о военной угрозе со стороны России вымышленными и мифическими, но они позволяют увеличивать военные бюджеты в странах НАТО, "нагибать союзников под интересы одной сверхдержавы", расширять состав Альянса, а также приближать его военные подразделения к границе с Россией.
"Очень приятно, подчас и выгодно выдавать себя за защитников цивилизации от каких-то новых варваров", - сказал Владимир Путин, подчеркнув, что Россия не стремится ни к глобальному доминированию, ни к экспансии, а выступает исключительно за равную и неделимую безопасность для всех.