Одна из жительниц Латвии возмутилась и организовала на портале народных инициатив Manabalss.lv сбор подписей под идее
Поднимать себе зарплаты в сложное для страны время – это пир во время чумы, так расценила прибавку доходов слуг народа автор петиции. Ведь с нового года оклады министров выросли на 250 евро, у депутатов – на 170 евро.
Это при том, что последняя индексация пенсий составила в среднем пять евро, прирост минимальной зарплаты с нового года – 10 евро.
Тот факт, что госслужащим высшего звена повышают зарплаты на сотни евро, тогда как трудящиеся и пенсионеры получают скудную прибавку - явление неприятное и крайне недемократичное, заявила экономист Райта Карните, комментируя ситуацию.
Автор инициативы Гунита Упите, не желая мириться с таким положением вещей, выступила с инициативой замораживания зарплат госслужащих. Она считает, что, пока не возобновится экономический рост, правительство, канцелярия президента, министры и депутаты должны быть солидарны с народом.
«У меня вообще ощущение, что правительство и государство живет в другой реальности. Если оглянуться вокруг, Латвия - бедная страна. Бюрократия и большие налоги только уничтожают предпринимательство.
Латвия не развивается. Думаю, она движется к банкротству, и это длится годами. В то же время власти не стыдятся принимать решения повысить зарплаты министрам и депутатам. Считаю, что это неправильно».
Таким образом, если инициатива соберет положенные 10 тысяч подписей граждан Латвии, она будет подана в Сейм. А там уже депутаты решат, продвигать ли инициативу дальше, уже как законопроект.
Впрочем, вряд ли сами депутаты пойдут на этот шаг, полагает политолог Филипп Раевский. Слишком уж чувствителен вопрос для них лично.
«Говоря жаргонным языком, это шкурный вопрос. Самые сложные вопросы - те, что влияют на их личные доходы».
Впрочем, не все так однозначно. В депутатском стане есть те, кто уже давно выступает за то, чтобы зарплаты слуг народа определял парламент предыдущего созыва на 4 года вперед.
Было бы справедливо, если бы законодатели сами не могли себе увеличивать жалованье, считает глава фракции объединения регионов Мартиньш Бондарс. А вот зарплаты министров должны зависеть исключительно от эффективности их работы, заявил депутат:
«Если ты как министр финансов натворил всяких ужасов, как это было под конец прошлого года - тогда зарплата должна стать меньше. А если министр работает хорошо и достигает тех целей, что были обещаны - все в порядке, тогда ему положена нормальная зарплата».
Подход к формированию зарплаты высших чиновников следует менять, он должен быть более эластичным. Например, при экономическом развитии зарплата растет, а при падении снижается. Замораживание зарплат – это тоже субъективная, категоричная точка зрения, рассуждает политолог и экономист Филипп Раевский:
«Если в стране растет средняя зарплата,а не только минимальная, если прирастает число рабочих мест... Там есть много факторов, которые очень важны для общества.
Если растет потребление в обществе - значит, общество живет лучше. И в этом случае они (политики) заслужили, потому что они должны думать, как сбалансировать систему, чтобы государство работало в интересах общества, в интересах налогоплательщиков.
Должен быть гибкий подход: не только вверх, но и вниз. нет роста, спад - извините, надо будет понизить им зарплаты. Пусть думают, как обеспечить рост».
Сегодня зарплаты премьер-министра , министров и депутатов привязаны к средней зарплате по стране с применением к ней повышающего коэффициента.
Например, подросла зарплата в стране – подросли и оклады депутата, министра, премьер-министра. В прошлом году средняя зарплата в стране выросла до 808 евро. Зарплата министра теперь – 3828 евро, депутата – 2618 евро.
Впрочем, тенденция повышения зарплат министрам правительств в Европе очень схожа. Тамошние зарплаты конечно, и в сравнение не идут с доходами наших министров, и все же: вопреки обещаниям снизить расходы, несколько лет назад в Бельгии министры подняли себе зарплаты до 238 тысяч евро в год.
В Германии правительство Ангеды Меркель в 2015 году повысило себе зарплаты на 5%. Канцлер получает 22,5 тысячи евро в месяц, члены ее кабинета минимум 14,6 тысячи. Во Франции зарплата министра – около 10 тысяч евро, президента – 15 тысяч.