Будут ли политики готовы, например, снизить налоги или увеличить пособия в данный момент, или они отложат такие решения на потом, когда политические страсти улягутся?
У политических партий, конечно, не хватит смелости ждать до выборов. Если и принимаются какие-то неожиданные решения, то это, скорее всего, популярные решения, что-то вроде компенсации за прошлогодний ковид пенсионерам или людям с маленькими детьми. Но маловероятно, что политики рискнут проводить крупные реформы в преддверии выборов. И причина этого довольно проста.
Выборы в этом году будут очень жаркими, некоторые партии не уверены, что они вообще пройдут в следующий парламент, конкуренция будет огромной, и в таких условиях партии, которые до сих пор не проявляли особой смелости, вероятно, постараются не предпринимать рискованных шагов.
В этом году также начнется масштабное финансирование со стороны Европейского Союза (ЕС). Будут ли политики готовы открыто поделиться ею? Или мы можем ожидать скандалов и готовности раздавать деньги "своим"?
Почти два миллиарда, на которые Латвия претендовала из фондов восстановления ЕС, в конце прошлого года были по сути разделены между различными министерствами и партиями. Перераспределять осталось не так много. В этом году мы должны убедиться, что деньги, которые распределяются в различных конкурсах, справедливы. Я думаю, что в этом году, учитывая, что это год выборов, по крайней мере, до октября, не стоит сильно беспокоиться о том, что конкурсы могут быть несправедливыми, но они в некоторой степени скрывают системную проблему, которая заключается в том, как мы оказались именно с теми поддерживаемыми мероприятиями, с которыми мы оказались.
Произошли ли какие-либо изменения в политике в этой области?
Хотелось бы надеяться, что реальной коррупции не так много. Что дело не в том, что политики распределяют деньги между собой для своей личной выгоды, но в то же время закрытый процесс, что реальные решения принимаются за закрытыми дверями, часто даже члены партии в парламенте не знают, кто на самом деле принимает решения - это не изменилось.
Внутренний круг, секретность и привилегированное положение нескольких человек, принимающих решения о распределении таких огромных сумм, остались прежними.
Можем ли мы также ожидать, что в год выборов некоторые решения будут менее рациональными, менее важными для экономического роста и более популистскими?
Если рассматривать чисто правительственные рейтинги, то я думаю, что ряд партий сейчас стремятся повысить свою популярность и показать свои преимущества по сравнению с партиями, с которыми они будут бороться на выборах. Я бы сказал, что популярных решений, направленных на улучшение репутации этого правительства, скорее следует ожидать, чем не ожидать.