По предварительной информации, атака могла быть организована прямо из-за решетки. Расследуется версия о том, что это была организованная РФ диверсия. Как и в других случаях вредительства и шпионажа в интересах РФ, исполнителей нашли в мобильном приложении Telegram, в котором можно читать новостные каналы, смотреть объявления и вести приватную переписку.
В конце февраля окно Музея оккупации разбили молотком и в кабинет директора бросили зажигательную смесь. Через пару дней возможных виновных задержали и арестовали. Они уже попадали в поле зрения правоохранительных органов в связи с наркотиками. Возможный поджигатель — Валентин Размерица. Он согласился на предложение Виталия Лукьяновича бросить «коктейль Молотова» в музей. Преступление поддержала партнерша Лукьяновича Мария Дзене.
В распоряжении De Facto оказалась неофициальная информация, которая говорит, что нападение, возможно, организовано из тюрьмы и что для этого использовалось мобильное приложение Telegram. В середине апреля Служба госбезопасности (СГБ) провела следственные действия в Даугавгривской тюрьме в Даугавпилсе. Есть подозрения, что один заключенный через Telegram предложил Лукьяновичу найти кого-то, кто мог бы за деньги напасть на музей.
«Я, к сожалению, не смогу дать более подробные комментарии про эти события. Но насчет проблемы попадания средств связи к заключенным… Да, это не новый феномен, это реальность. Такое происходит и в других местах, и с этим надо бороться», — сказал передаче министр внутренних дел Рихард Козловскис («Новое Единство»).
Статистика свидетельствует, что нелегальный оборот мобильных телефонов в местах заключения остается острой проблемой — это признало Управление мест заключения. В 2023-м за весь год в тюрьмах изъяли 1 746 мобильников, за первые три месяца нынешнего года — 452.
РФ в последние годы все чаще использует приложение Telegram для вербовки потенциальных шпионов и вредителей. По данным СГБ, представители спецслужб РФ пользуются платформой, чтобы обращаться к людям напрямую, предлагая за деньги выполнять какие-то задания.
По неофициальной информации, в Telegram есть и другая группа, которая действовала в основном на территории Эстонии, но отдельные акции — осквернение памятников — зафиксированы и в Латвии и Литве.