"В среду, 30-го ноября передача на ЛТВ "Большой вопрос" была посвящена следующему: как за 5 лет обогнать Эстонию? Восходящая телезвезда Ивар Годманис напомнил, что «экономики стран Балтии в прошлом году впервые остановились на пути к среднему уровню ЕС», - иронизирует Юрис Пайдерс в "Неаткариге". - Это катастрофа. Дальше уже некуда идти, ведь в Латвии все мы хотим «Европейской жизни».
У Иварса Годманиса развилось понимание наиболее важных требований народа по отношению к нему и той группы людей, которых он обозначает словом «мы»: «Как объединить силы правительству, парламенту, должностным лицам, государственным служащим, деловым людям, в конце концов, всему обществу, собрать идеи, силу, мужество, волю, для того, чтобы мы не тормозили, не останавливались, двигались вперёд. Это то, что мы требует от нас наш народ».
Лично я любой ценой не хочу обгонять Эстонию. Поэтому я определённо не вхожу в ту группу людей, которых Ивар Годманис именует "мы" и для которых самая важная задача — за пять лет обогнать Эстонию.
Я отвергаю эту цель не потому, что то не желаю процветания Латвии, а потому, что в школе был вынужден освоить азы арифметики.
В данный момент, по широкому кругу показателей, ВВП на душу населения или средним доходам и т.п., Эстония на 20% богаче Латвии. Чтобы за пять лет обойти Эстонию, богатство Латвии должно увеличиться на 4% в год, а Эстонии необходимо немедленно остановиться и оставаться с нулевым приростом эти пять лет. Тогда мы обгоним Эстонию. Однако, если в ближайшие пять лет мы будем демонстрировать ежегодный рост на 4%, а экономика Эстонии будет расти на 1% в год, то Эстонию мы не обгоним. Это просто математически невозможно.
Если эстонцы своим премьер-министром сделают Годманиса, и он в первый же год укатает экономику Эстонии так же, как латвийскую в последний год своего премьерства (минус 20% ВВП), то Эстонию мы обойдём за год!
Следовательно, Эстонию мы можем обогнать только тогда, когда у нас дела будут идти на удивление хорошо, а в экономики Эстонии - очень плохо. Поскольку я считаю Эстонию самой дружелюбной к Латвии соседней страной, я определённо не хочу, чтобы Эстонии было плохо.
Так что, спасибо, не посылайте Годманиса в Эстонию. Я не хочу принимать в качестве цели страны объединение «идей, сил, мужества и воли», чтобы обогнать Эстонию.
Можно было бы, конечно, поставить более гуманную и дружественную по отношению к соседним странам цель - обеспечить в течение следующих пять лет рост экономики Латвии на 4 или 5% ежегодно. Только в таком случае ему надо задать закономерный вопрос: что будет двигателем экономики, что обеспечит столь быстрый и непрерывный рост?
До сих пор рост латвийской экономики обеспечивали три основных источника доходов в иностранной валюте - лесная промышленность, сельское хозяйство вместе с пищевой промышленностью и транзитные услуги.
Объем ресурсов, доступный в лесной промышленности, невозможно больше увеличить. Если мы в Латвии будем ещё больше леса вырубать, то наши конкуренты будут обвинять нас в недальновидной эксплуатации лесных ресурсов, и высок риск того, что возможные санкции перевесят выгоды.
В пищевой промышленности внутреннее потребление особо не увеличить. Хотя бы потому, что с каждым годом количество едоков (население) уменьшается. Экспорт продовольствия зависит от геополитических игр, а производительность сельского хозяйства зависит от изменчивости климата (2015 год был прекрасным, но 2016 не особо), в свою очередь доходы фермеров зависят и от колебаний цен на мировом рынке.
А транзиту пора начинать адаптироваться к угрозам России с 2018 года полностью прекратить транзит продуктов нефтепереработки, а с 2020 года прекратить транзит сыпучих грузов. Спад по перевозке грузов 2016 года служит подтверждением тому, что обещания России реальны.
Поэтому, если другие отрасли промышленности или отрасль ИТ и других услуг смогут продемонстрировать значительный и устойчивый рост в течение следующих пяти лет, то только большие оптимисты могут надеяться, что рост этих отраслей в лучшем случае скомпенсирует потери в транзитной отрасли.
Помимо освоения фондов ЕС, другого реального двигателя экономики в ближайшем будущем не видно."