Когда 12 апреля президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обратился к народу с посланием, латвийские СМИ выдернули из него только тезис о переходе к 2025 году на латинский алфавит. Но это была только мелкая деталь речи. Основная же мысль - смена экономически невыполнимых целей развития целями неэкономического характера, - пишет в "Неаткариге" Юрис Пайдерс.
Как и в Латвии, где большая часть общества верила, что нынешнее поколение будет жить при еврокоммунизме, обогнав средний уровень благосостояния ЕС, казахстанская элита и общество верили, что принципы либеральной экономики и ориентация на либеральные ценности, смогут быстро повысить благосостояние. В Латвии был лозунг: за 20 лет достичь среднего уровня по ЕС, а в Казахстане – попасть в 30 самых развитых экономик мира.
Результат либеральных рыночных реформ Казахстана печален – неравенство и концентрация богатства в руках небольшой группы. Как только Казахстан столкнулся с цикличностью цен глобального рынка сырья, надежды быстро достичь благосостояния расстаяли. А вот Китай без либеральных экспериментов наращивает свое влияние в Казахстане, уже обгоняя Россию.
Латвийские лидеры продолжают повторять глупости про грядущий рывок Латвии. А тем временем из Латвии вместе с получившими ВНЖ сирийскими беженцами убегает даже иностранный капитал.
В свою очередь, жизнь президента Казахстана клонится к закату. Ему больше не нужно угождать группам влияния. Авторитет и возраст президента Казахстана означают, что пришло время обозначит контуры видения будущего, чтобы неизбежная смена власти не разрушила основы государства.
Так что не надо удивляться, что его новое послание выглядит полным отказом от глобального либерализма. Либерализация экономики и массовая приватизация вместе с преувеличенной толерантностью к тем, чья цель – уничтожить твое консервативное общество, не дали выгоды в приросте благосостояния. Наоборот. Преувеличенная толерантность создала угрозы безопасности государства.
Общество, единственная идеология которого – примат прав человека над любыми обязанностями, толерантность к тому, что большая часть общества считает грехом и отрицание консервативных ценностей, не может эффективно противостоять экстремизму чужих религий и терроризму. Это ошибочный путь, от которого в будущем Казахстану надо отказаться. Нурсултан Назарбаев: «К сожалению, история показывает нам много примеров, как целые народы, руководствовавшиеся невыполнимой идеологией, пали. Мы были свидетелями, как рухнули три главные идеологии прошлого века – коммунизм, фашизм и либерализм».
Поэтому президент Казахстана объявил примат национальных ценностей как направление развития общества. Нурсултан Назарбаев: «Любую модернизацию, которая не предусматривает сохранения государственной культуры, надо остановить».
Казахстанский патриотизм должен корениться в земле, населенной поколениями и поколениями предков: «Патриотизм начинается с любви к своей земле, своему селу, городу, региону, с любви к малой родине».
Когда читаешь понимание национализма и национальных ценностей президента Казахстана, за Латвию становится горько, потому что здесь под маской национализма кроются беспринципные негодяи на пару с олигархами из администраторов неплатежеспособности.
Эссе Юргиса Лиепниекса «Украденный национализм» – это еще очень мягкая критика так называемых латышских националистов.
Но то, что может позволить себе Нурсултан Назарбаев, не могут позволить европейские политические лидеры. В Европе продолжается программирование общественных взглядов, не допускающее смены воззрений в направлении консервативных ценностей.
Избирателей манипуляциями загоняют в жесткие рамки. Возьмем хотя бы выборы президента Франции. Президент Еврокомиссии дал указания французским избирателям, за кого они должны голосовать. Спецслужбы в нужный момент, так же, как и в Латвии, сдают прессе компрометирующие материалы, фабрикуют уголовные дела, чтобы снять с трассы нежелательных кандидатов и протолкнуть на высоты власти выгодных элите людей".