«Мельничный ров»
Строителями мельницы стали монахи. Еще в 1205 году основатель Риги епископ Альберт повелел заложить недалеко от нынешнего Вецмилгрависа, возле реки Вецдаугавы, цистерцианский монастырь. Его обитатели и взялись за строительство мельницы, их и можно считать родоначальниками района.
Второе рождение Вецмилгрависа
Второе рождение Вецмилгрависа относится к концу XIX века и связано с именем известного латышского промышленника и филантропа Августа Домбровского.
Сын рыбака из Кенгарагса Домбровский не по книгам знал, что такое нужда. Трудовую деятельность начал на лесопильне в Кенгарагсе. А вскоре судьба приводит его в Вецмилгравис -- он становится главой артели по сплаву плотов. Дела идут в гору, и, поднакопив деньжат, в 1887 году Домбровский открывает в Вецмилгрависе собственное предприятие. Вначале лесопильню, затем -- фабрику. С этого момента и можно говорить о нем как о филантропе.
Домбровский раздает рабочим землю, чтобы они возводили на ней собственные дома, обеспечивает пиломатериалом. Вскоре открывает бесплатную школу для детей рабочих и сирот, первый в Риге детсад. Его заведующей становится Марта Ринка, имя которой сегодня носит одна из улиц микрорайона.
Борьба с алкоголизмом
На средства латышского Саввы Морозова в районе начинают прокладывать первые улицы. Предприниматель понимал, что мало человеку дать кров, накормить и обуть. Нужно подумать и о душе. Не мог он спокойно смотреть, как заработанные деньги рабочие просаживают в кабаках.
Постепенно приходит идея открыть в Вецмилгрависе общество трезвости. И специально здание для него построить. 14 августа 1904 года распахнул двери Дом безалкогольного общества трезвости «Зиемельблазма».
Борьба с алкоголизмом по Домбровскому не посиделки за чашкой чая и стаканом кефира, а прежде всего -- просвещение простых людей. В «Зиемельблазму» приезжают актеры, писатели, поэты. Революция 1905 года не обошла удаленную окраину. В первые дни 1906 года в "Зиемельблазме" проходят стихийные митинги.
Домбровский не имел к ним отношения, однако бароны, чьи поместья окрест пылали, не стали вникать в суть дела. 21 января 1906 года черная сотня спалила «Зиемельблазму». Самого хозяина едва не расстреляли. Спасло вмешательство коменданта Даугавгривской крепости, поручившегося за предпринимателя.
Революционные события не приводят филантропа к переоценке ценностей. Наоборот, он с удвоенной энергией занимается благотворительностью. В 1910-м приступает к строительству новой «Зиемельблазмы». Из самого современного для того времени материала -- бетона. «Теперь я построю дом, который ни один огонь не сможет сжечь», -- записывает Домбровский в дневнике. Открытие состоялось 1 октября 1913 года. Точных сведений об авторе проекта нет. По одной из версий, чертежи выполнил сам предприниматель.
Место встреч великих
Другой не менее впечатляющий объект того периода -- Дом творчества для латышских литераторов, художников, музыкантов, открытый в 1908 году. В этом пансионате, получившем официальное название Дом Буртниеку, представители латышской творческой интеллигенции могли творить, не думая о хлебе насущном.
Питание и проживание оплачивал бывший сын рыбака! В Доме Буртниеку долгие годы прожил Кришьянис Баронс. Здесь он завершил свой беспримерный труд по сбору и систематизации латышских дайн. У Домбровского гостили Язеп Витолс и Густав Шкилтерс, Янис Яунсудрабиньш, Карлис Скалбе, Леон Паэгле, Эмиль Мелнгайлис...
В 1913 году в Вецмилгрависе открывается судоремонтное предприятие, которое работает и поныне и которое два года назад отмечало 100-летие, -- Rīgas kuģu būvētava. Накануне Первой мировой войны Мюльграбен (так тогда на немецкий манер звучало название этого места) -- крупный промышленный район города.
«Мюльграбен -- передовая гавань Риги, развивается с каждым годом; недавно в нем открыты мужская и женская прогимназии, устроенные Домбровским», -- пишет в 1910 году путеводитель 1910 года «По Риге и окрестностям» под редакцией Петра Руцкого.
Новая жизнь
Третьим рождением района стало послевоенное время -- вскоре после освобождения Риги от гитлеровцев начинается восстановление взорванного судоремонтного завода, строительство многоквартирных домов, прокладка улиц. Песок, который долгие годы был самым главным врагом жителей района, наконец усмиряют.
Открывается еще несколько знаковых предприятий и в их числе второй судоремонтный завод -- Мангальский, рыбоконсервное предприятие «Кайя». В советское время Вецмилгравис -- известный порт города, в котором располагалась база рефрижераторного и тралового флота.
В 1970-е годы район приобретает нынешний облик: начинается строительство многоэтажных блочных домов, универсама «Ветра», на месте которого сегодня стоит RIMI. Население жилмассива к тому времени насчитывает около 40 тысяч человек. Язык не поворачивается называть его спальным -- вокруг хватало и предприятий. Впрочем, часть своей довоенной привлекательности Вецмилгравис потерял: уходили в прошлое маленькие частные дома, лесом и природными дюнами жертвовали для строительства многоэтажек.
Свое четвертое рождение Вецмилгравис переживает сейчас. После реконструкции открыт великолепный Дворец культуры «Зиемельблазма», который с легкой руки одного из депутатов Рижской думы получил второе название -- «Рижское Рундале». Дворец украшают живописный парк, башня со смотровой площадкой, откуда открывается неповторимый вид на окрестности и Рижский залив.
Теперь в Вецмилгравис приезжают туристы со всей Латвии и из-за рубежа. Еще один симпатичный парк разбили на месте бывшего пустыря -- рядом с Даугавой. Сегодня это тоже одно из любимейших мест жителей района.
Привлекает Вецмилгравис и велосипедистов, которые из центра города едут сюда, а потом и в Вецаки. Сейчас для таких велотуристов созданы все условия: не так давно Вецмилгравис связала с Вецаки асфальтированная велосипедная дорожка, которая проходит прямо через лес.
Илья ДИМЕНШТЕЙН.
Фото -- Riga.lv.