На Луцавсале началась стройка новых улиц — Яуна и Лайву. Местные жители заметили, что дорожное полотно строители разметили слишком близко к дереву, которое имеет статус исполина (dižkoks). А это значит, на него распространяются особые природоохранные требования.
Изначально планировалось строить дорогу буквально в двух метрах от ствола дерева. Но по всем правилам нужно отступать 10 метров — и не от ствола, а от кроны. Иначе дерево может не выжить. А ведь ему больше ста лет! Таких вековых деревьев, которые защищает закон, здесь растет четыре. И высажены они могли быть вместе с установкой памятника защитникам Луцавсалы в 1891 году.
Вице-президент Клуба защиты среды, по совместительству — хозяйка дачи на Луцавсале Элита Калниня говорит, что если бы местные не забили тревогу, дерево могло умереть:
"Это старое дерево, у него корни вот так идут. Сейчас там засыпано землей, но уже у него попорчены корни. Теперь надо его подкармливать, чтобы оно ожил".
Отвечает за реализацию проекта департамент сообщения Рижской думы. Исполняющий обязанности директора департамента Янис Вайводс пообещал, что разработчики исправят свои ошибки. И объяснил, почему так произошло:
«Все службы, которые согласовывают проект, его согласовали. И не заметили, что он находится рядом с этим деревом. В топографии вяз был отмечен как простое дерево, не как столетнее. И они не проверили в действительности, что там находится столетнее дерево. Они были на объекте, но они, может быть, на бумаге не поняли, что это то дерево, которое они видели в жизни».
Но депутат Рижской думы от «Нового Единства» Валдис Гаварс не считает, что это ошибка:
«Самое интересное, что 30 августа здесь было собрание, вот прямо на этом месте! Были депутаты, были чиновники, представители департамента городского развития — из департамента сообщения никого не было. Говорили о развитии Луцавсалы, о том, что здесь есть столетнее дерево, и нужно быть осторожными. До этого стояли колышки — в день собрания они были убраны. На следующий день начались строительные работы. Тогда сразу народ собрался, а я написал письмо в Министерство по охране среды».
По словам Яниса Вайводса, рижане за эти ошибки платить не будут. Почти.
«Изменения в проекте оплачивают проектировщики. Мы не платим за изменения. То, что департамент оплатил — это работа арбориста в первый момент. Мы говорим о сумме около 200 евро, мне кажется».
Скриншот из видео LSM.lv