Право на политическое убежище в Германии в кармане. Что дальше? Насколько успешно беженцам удается интегрироваться в немецкое общество, попытались выяснить сотрудники миграционного ведомства.
В январе 2016 года Федеральное ведомство по делам миграции и беженцев (BAMF) опубликовало результаты исследования, целью которого было выяснить, как сложилась жизнь мигрантов, получивших политическое убежище в Германии. Удалось ли им трудоустроиться? Работают ли они по специальности? Каковы их цели и желания? Что они думают о жизни в Германии?
Респондентами репрезентативного исследования стало 2800 мигрантов из Афганистана, Сирии, Ирака, Эритреи, Ирана и Шри-Ланки. Большинство опрошенных - мужчины моложе 35 лет, подавшие заявление о получении политического убежища в период с 2007 по 2012 годы.
Несмотря на то, что опрос проводился в 2014 году, один из авторов исследования Сюзанне Ворбс считает, что его результаты помогают понять сегодняшнюю ситуацию с беженцами. Значительная часть опрошенных - выходцы из Сирии, Ирака и Афганистана. Мигранты оттуда составляют основную часть беженцев в настоящее время. "Мы считаем, что на основании исследования можно сделать выводы о потребностях граждан этих стран, прибывших в Германию в 2015 году", - говорит Сюзанне Ворбс.
На момент опроса более одной трети беженцев удалось трудоустроиться. Наиболее распространенными оказались как профессии, не требующие дополнительного образования - грузчики, уборщики и продавцы в ресторанах быстрого питания, так и предполагающие наличие специальной квалификации - шоферы-дальнобойщики, пекари, кондитеры и мясники.
Менее двадцать процентов, получивших работу, устроились на более высокие должности, требующие высшего образования.
Эти данные, вместе с анализом информации об уровне образования респондентов, позволили авторам исследования предположить, что нередко людям, получившим убежище в Германии, не удается найти работу, соответствующую их специальности. В результате лишь 41,7 процента переселенцев довольен своим местом работы. При этом семейная ситуация, состояние здоровья, жилищные условия и круг общения устраивают более 70 процентов из них.
По мнению Ворбс, проблемы, с которыми сталкиваются беженцы при поиске работы в Германии, являются следствием целого комплекса причин. Безусловно, одна из важнейших - знание немецкого языка. Другая трудность заключается в специфике рынка труда ФРГ, где сложилась жесткая система сертификации специалистов. Иными словами, порой оказывается так, что мигранты, получившие то или иное образование на родине, оказываются не в состоянии подтвердить свою квалификацию соответствующими документами. "Важно, чтобы в таких случаях компетентные беженцы все же имели возможность применить свои навыки на рынке труда", - считает Сюзанне Ворбс.
Не стоит упускать из виду и тот факт, что из-за отсутствия практики, многие профессиональные навыки теряются за несколько лет скитаний по лагерям для беженцев и ожидания рассмотрения прошения о получении политического убежища.
Также Сюзанне Ворбс отмечает, что не последнюю роль играет также и некоторый скептицизм работодателей по отношению к мигрантам.
По словам Сюзанны Ворбс, как автора исследования ее особенно впечатлила высокая мотивация беженцев интегрироваться на рынке труда. Желание работать высказали 90 процентов опрошенных, причем женщины лишь немногим отстают по данному критерию от мужчин. Согласно исследованию, профессиональный успех и хороший заработок, чтобы обеспечить семью, - основная цель большинства мигрантов. Некоторые из опрошенных отдельно подчеркнули, что не хотят зависеть от государственной поддержки.
Кроме того, согласно исследованию, многие переселенцы испытывают признательность за возможность жить в Германии. "Даже те, кто столкнулся с трудностями, связанными, например, с жилищными условиями или с работой, очень благодарны за то, что имеют право быть здесь и жить в мире и безопасности", - подчеркивает Сюзанна Ворбс.
Хотя, рассказывая о своих желаниях, о благодарности упомянули лишь шесть процентов беженцев, почти половина из них написали в графе "Примечания" в конце опросника приблизительно такие слова: "Эта страна очень многое для меня сделала и вернула мне оптимизм".