"Возвращаясь в Москву, задумываешься, что изменилось в Литве и Латвии, за 6 лет, что мы не виделись. И понимаешь это не только по высоким ценам на товары, услуги и ЖКХ, не только по жалобам пожилых на пенсию и медицину, но по небрежным фразам и шуточкам, которых прежде не было, - пишет Мария Арбатова на своей странице в Фейсбуке.
Например, при мне несколько раз говорили, что натовские солдаты лезут к девушкам, и их за это нещадно лупят. Особенно литовцы, они харизматичней латышей. И что полтора человека от каждой из стран прямо сейчас воюют в составе НАТО.
Ещё некоторые при мне хвалились, что у них в Литве-Латвии «лучше хлеб, лучше молочные продукты и ваще». То есть, люди остались в совковой реальности «длинная зеленая пахнет колбасой», не догоняя, что капитализм унифицирует продуктовый рынок. При этом белорусы поведали, что ездят за едой в Вильнюс, у них дешевле, а латыши и литовцы, что ездят за ней в Польшу, там она ещё дешевле, ведь Польша не перешла на евро, и пока не собирается.
Европейский закон об охране памятников строг, все молятся на ЮНЕСКО, но то там, то тут, видишь прорезанное окошко и вставленный стеклопакет. В Риге этого меньше, и она нарядна как пряник. В Вильнюсе больше. За шесть лет в нём поубавилось убитых особняков, но их всё равно уйма.
Про безработицу, бегство молодых на запад и к нам, про популярность изучения русского языка, я уже писала. Про то, что все живут в кредит, в 2020 году его отдавать нечем, то есть, придется просить новый и соглашаться на новые условия, тоже писала. При этом литовцы и латвийцы кивают на эстонцев, которые, в отличие от них, преуспели в экономике.
Ещё при мне несколько раз напомнили, что литовцы украли историю у белорусов. 6 лет назад с россиянами про это не говорили, говорили в основном про «оккупацию» и ходили с плакатами: «Лучше коричневый фашизм, чем русский коммунистический сапог!», хотя 6 лет назад русский коммунистический сапог был представлен исключительно дорогой туфлёй Зюганова.
А в этот раз один остроумный рижанин научил спрашивать, какую оккупацию они имеют в виду «советскую или немецкую»? И я задумалась, не назовут ли они со временем статус пребывания в Евросоюзе «третьей оккупацией», на которую можно списать всё, чтоб так и не отрастить личной исторической ответственности?
Неизменны за 6 лет красота старых кварталов, активно кормящие бедных кришнаиты и поговорка: «Литва лежит в европейской постели, но трахает её Америка». Ещё неизменно прекрасно большое Лидо, хотя некоторые местные воротят от него нос, со словами, фу, у нас есть французские рестораны. И это базовый признак провинциальности, потому, что французские рестораны есть везде, даже во Франции, а Лидо с уникальной энергетикой только в Риге.
Заметны и иные провинциальные фишки, например, на встречах обнаруживается, что большая часть зала смотрит Первый канал и интересуется нашими ньюс-мейкерами. Своего «взрослого» телевидения не отросло, своей «взрослой» светской жизни тоже.
Сложно не заметить, что такси запросто опаздывает на полчаса, что после Москвы везде темно, и в городе, и в помещениях. И почти везде холодно, потому что экономят".