При этом он выразил мнение, что для магазинщиков следует ввести регулятор, который контролировал бы наценки на продукты и в случаях, если наценка слишком высока, применял бы более высокий налог.
«Мы прекрасно знаем, что на некоторые местные продукты наценка составляет 70%, есть и 150%, — упомянул последний министр [сельского хозяйства] [Дидзис Шмитс], — до 300%. Я не думаю, что это правильно. Понятно, что мы живем в условиях рыночной экономики, но то, что упомянул министр, что на один продукт в двух крупных сетевых магазинах наценка 300%, это очень смешно. Если магазин ставит на товар 100% наценку, то в этом магазине ничего не надо покупать, но почему в обоих магазинах 300% наценка - этому толком ни у кого нет объяснения", - сказал Гутманис, но конкретных примеров не привел, поскольку между производителями и магазинами заключены договоры, являющиеся коммерческой тайной.
В качестве примера он упомянут только торговлю молочными продуктами.
«В настоящее время система устроена так, что магазин знает, за сколько он может продать один пакет молока, магазин сообщает переработчику, что он может купить пакет молока по определенной цене, переработчик в свою очередь понимает, во что ему обойдется производство одного пакета молока, а в остатке — это то, сколько можно заплатить за молоко фермеру. Эта цепочка должна начинаться с другого конца. Производитель молока должен сказать, сколько молока можно произвести, добавить свою прибыль и отдать на переработку, переработчик перерабатывает, а магазин продает, каждый из них добавляет небольшой процент, который они честно зарабатывают», — заявил глава LOSP.
Гутманис также отметил, что существуют проблемы с количеством местной продукции на полках магазинов. "Например, молочные продукты, овощи, фрукты, мы видим очень большой ассортимент импортных продуктов. Я был в магазинах и в Литве, и в Эстонии и ни в одной из двух крупных сетей не видел ни одной латвийской пачки молока, в то время как в Латвии в обеих сетях латвийские молочные продукты составляют примерно треть от общего количества, я могу купить литовские, эстонские и польские продукты. Такого нет ни в одной соседней стране", - говорит Гутманис.
Он также отметил, что производители не жалуются публично, потому что не хотят терять место в супермаркетах. "Все очень просто - ни один производитель, ни один переработчик не скажет ни слова по этому поводу, потому что они боятся, что на следующий день их не будет в этой сети супермаркетов. Это вопрос выживания для производителя, потому что они должны быть в сетях, именно там самые большие продажи", - сказал председатель правления LOSP.
Он отметил, что Совет по конкуренции также обратился к фермерам по этому вопросу. "Никто не говорит об этих вопросах публично, но мы договорились, что если есть нарушения конкуренции или нечестной торговли, мы сообщим об этом в Совет по конкуренции, и они проведут расследование. Эти вопросы не обсуждаются публично по той самой причине, что все беспокоятся, что на следующий день их уже не будет в этих сетях", - сказал Гутманис.
Он также привел пример Ирландии, где начались дебаты об изменении восприятия супермаркетов, приравнивая их к инфраструктуре, объединяющей производителя и конечного потребителя.
"Для магазинщиков можно было бы ввести регулятор, которые определял бы степень наценки. Если наценка будет слишком высокой, то она будет облагаться дополнительным налогом. В рыночной экономике, в которой мы живем, это вроде как неправильно, но если я вижу, что на продовольственный товар может быть наценка 300%, то концепция как таковая совсем не плоха, и, возможно, нам стоит двигаться к чему-то подобному. Если бы всё было в порядке, если бы в магазинах продовалась местная продукция и наценки были в пределах разумных 20-30% - тогда мы бы ничего не говорили, но примеры очень плохие, и о них мы, к сожалению, не можем рассказать публично. Это не облегчает сотрудничество с магазинами", - сказал Гутманис.