16 июня Латвийская Республика получила от СССР ультиматум, в котором требовалась отставка правительства Латвии и допуск войск СССР на территорию Латвии — в неограниченном количестве. 17 июня в Латвию вошли 121-я и 126-я стрелковые дивизии Красной Армии и танковые бригады.
В час дня танки добрались до Риги. В Латвию вошли девять дивизий с 90 000 красноармейцев. Прибалтику заполонили 435 тысяч русских оккупантов. Оккупация завершилась.
Сопротивление оккупационной власти началось не сразу, так как люди внимали призывам к миру, хотя ясности было мало. Но потом стали распространяться новости о репрессированных, депортированных и пропавших без вести. В 1940-1941 гг. в Латвии было арестовано, убито и репрессировано 26 000 жителей страны. Организованные русскими оккупантами массовые убийства произошли в Балтэзерсе, Стопини, Катлакалнсе, Дрейлини, Рижской центральной тюрьме... В Литене было убито много офицеров и солдат латвийской армии.
«Политические репрессии против народа Латвии начались сразу после 17 июня», — написал однажды историк Улдис Нейбургс. Российские оккупационные власти арестовали в Латвии 3353 человека, большинство из которых были должностными лицами Латвийской Республики. Абсурдные обвинения основывались на статье 58 УК СССР, которая предусматривала наказание за «контрреволюционные преступления» и «измену родине». Судя по всему, российские оккупанты уже давно считали Латвийскую Республику своей "родиной"...
В то же время происходила национализация частной собственности (читайте - грабеж) с отчуждением без компенсации промышленных и торговых предприятий, банков, домов, гостиниц, больниц и аптек. Национализация (грабеж) была завершена русскими оккупантами в начале 1941 года.
Повстанческое движение в Латвии в 1940/41 гг. образовалось спонтанно, и у него были не только индивидуальные, но и организованные проявления. В то время оба режима (сталинский и гитлеровский) - сменившие друг друга - были особенно жестоки к тем, кто пытался им сопротивляться.
Улдис Нейбургс писал (”Ir”): «Школьная молодежь активно участвовала в движении сопротивления. 13 мая 1941 года состоялась совместная акция, организованная школьной молодежью, когда одновременно в Риге, Елгаве, Цесисе, Бауске и других городах было распространено около 5000 антисоветских призывов. Из-за отсутствия опыта противоправной деятельности и эффективности методов советских органов безопасности большинство участников движения сопротивления были арестованы и приговорены к смертной казни или приговорены к нескольким годам лагерей для задержанных в отдаленных районах СССР, откуда вернулись немногие.
История движения сопротивления в этот период до сих пор изучалась более глубоко в контексте деятельности некоторых нелегальных подпольных организаций (Латвийский национальный легион, «Стражи Родины» и др.) и была актуализирована, осознавая жертвы советских репрессий в 1940-е и 1941-е годы. Однако имена этих первых участников движения сопротивления недостаточно известны широкой публике.
Этот факт, очевидно, служит основанием для того, что борьба национальных партизан, имевшая место летом 1941 г., в исследованиях новейшей истории и в коллективной памяти общества часто недооценивалась, и ее ошибочно путали с деятельностью отрядов самообороны, у которых были другие цели, задачи и мероприятия.
В течение года после начала оккупации возникло национальное движение сопротивления с несколькими организациями, оружием которых были саботаж приказов оккупационной власти, распространение незаконных призывов и всесторонняя подготовка к восстановлению независимости Латвии. В основе образования таких организаций лежала нелюбовь большинства народа к Советской власти, ее лжи и жестокости.
Латышские партизанские отряды, еще перед отступлением Красной Армии в СССР в июне 1941 года, начали боевые действия с русскими, пытаясь задержать депортацию жителей и вывоз материального и культурного наследия в СССР. Партизанская война унесла жизни нескольких сотен бойцов, но латвийским партизанам удалось уничтожить около 800 солдат русской армии и взять в плен около 1500 военнослужащих оккупационных сил, включая коллаборационистов.
Сегодня, 22 июня, мы вспоминаем участников латышского движения сопротивления, которые впервые выступили против русских оккупантов в 1941 году. Движение сопротивления, начавшееся 22 июня и продолжавшееся после начала войны между Германией и СССР, является самым важным событием, которое следует отмечать. Потому что война между двумя тоталитарными державами — это не наша война.
Наше это то, что стали делать национальные силы, сопротивляясь сперва российским властям, а потом - немецким, считает Э. Вейдемане.