Во время дискуссии о сплочении латвийского общества доктор коммуникационных наук Ольга Процевская заявила, что для начала процесса интеграции представителям Латвии следует начать делать какие-то мягкие шаги навстречу национальным меньшинствам.
«У нас, конечно, куда ни ткни – любой вопрос окажется жестким. Но мне кажется, что начинать интеграцию нужно с чего-то символического. Например, дать выходной на православное Рождество или произнести хотя бы одно русское слово во время публичной речи. Понимаю, конечно, что политикам это тяжело, но что стоит хотя бы во время приветствия поздороваться не только на латышском, но и на русском?», - говорит Процевская.
Социолог Айгар Фрейманис на это ответил, что если, к примеру, «президент у Памятника Свободы заговорит на русском, то он будет похож на Папу Римского».
«Я, конечно, отношусь к Папе Римскому с очень большим уважением. Но это неправильный, несерьезный подход. (…). Я уверен, что вопросы интеграции решает исключительно время. Это уже происходит. Молодежь из русскоязычных семей хорошо владеет латышским. И я не вижу на это отрицательной реакции со стороны латышей», - заявил Фрейманис.
Впрочем, мнение Процевской разделил бывший президент «Русской общины Латвии» Вячеслав Алтухов. Он отметил, что одним из практических шагов навстречу сплочению общества могло бы стать большее использование русского языка в повседневной жизни: «Например, хотя бы в инструкции к лекарствам. Сейчас русского языка там не найти. Но когда читаешь противопоказания, по-русски не всегда все понятно, не говорю уж о других языках».
Политолог Юрис Розенвалдс же отметил, что интеграция – это не только язык. С ним, как он считает, у детей из семей нацменьшинств проблем как раз нет. «С чего начиналась интеграция? Думали – они выучат наш язык и нас полюбят. Но оказалось, что выучить – выучили, но не очень-то любят. Да, у молодежи нет проблем с языком. Они больше наблюдаются у старшего поколения. Молодежь чувствует себя солидарной с родителями, дедушками, бабушками, которые чувствуют какую-то обиду. (…) Но если мы говорим о столкновении культурных травм, то давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны – в семидесятые годы я не мог выражать свои потребности на латышском. Только на русском! Вам это в любой латышской семье скажут!
Нужно политическое решение, что мы начинаем новую жизнь. А как это сделать – пусть решают политики и интеллектуалы», - считает Розенвалдс.
По мнению Ольги Процевской, интеграцию нужно строить на создании «единого пространства», где обе стороны нашли бы точки соприкосновения. Правда, говорит она, «если вокруг него забор из колючей проволоки, из-за которого стреляют, ничего не получится». «Стороны должны чувствовать себя комфортно», - считает она.
Впрочем, участники дискуссии все-равно видят признаки сплочения общества, которые определяются во вполне конкретных вещах.
«Мы проводили исследование об отношении национальных меньшинств к таким структурам, как НАТО, Евросоюз и СНГ. С 2005 года вырос рейтинг всех этих организаций. Знаете, у какой организации он вырос больше всего? Удивитесь. У НАТО. Это свидетельствует о том, что все больше русскоязычных, постепенно определяются со своей позицией и принадлежностью. И растет число тех, кто чувствует себя причастным к происходящему тут, а не к востоку от Зилупе», - сказал политолог Розенвалдс.