«Отрицание права потребовать компенсации убытков можно рассматривать как отрицание оккупации и нанесенного ею ущерба. Поэтому мы не можем отказаться от этого требования, если мы учитываем человеческое достоинство, человеческие потери, если подсчитываем страдания, которые люди пережили в Гулаге», — подчеркнул Рейнсалу.
Он также напомнил, что Россия — правопреемница СССР, поэтому ее обязанность — компенсировать странам Балтии нанесённые убытки: «Мы говорим о вещах, которые важнее денег».
Вопросы, связанные с последствиями оккупации, нельзя забыть и отложить в сторону, подчеркнул, в свою очередь, министр юстиции Латвии Янис Борданс. Он указал, что уже проведено много исследований ущерба, которые советская оккупация нанесла народному хозяйству и промышленности, а также окружающей среде.
Борданс пояснил, что это необходимо, поскольку исторические события XX века влияют на жизнь и сегодня: «Россия все еще продолжает распространять ложь и дезинформацию о том, что Балтийские страны в советское время от СССР получили больше, чем дали. Россия также продолжает отрицать факт оккупации и совершенное ею».
В вопросе о компенсациях важна не только имущественная сторона, но и морально-этические вопросы, подчеркнул Борданс.
Задача стран Балтии — не только подсчитать убытки, но и прояснить международно-правовые аспекты, дополнил сказанное коллегами глава литовского Минюста Эльвинас Янкявичюс. Он указал, что так можно будет лучше понять связанные с оккупацией события — и тем самым протянуть руку помощи будущим поколениям.
Янкявичюс подчеркнул, что необходимо продолжать всестороннюю оценку причиненного ущерба и стараться добиться исторической справедливости — в частности, ответственности правопреемницы СССР за убытки.
Комиссия по оценке ущерба от советской оккупации была создана во исполнение поручения Сейма в 2005 году.