Никто не удивился, когда после сделанного в четверг заявления президента Обамы о высылке российских дипломатов в ответ на попытки Кремля манипулировать выборами 2016 года в Москве только пожали плечами. Похоже, в Кремле решили спокойно ждать, пока 20 января г-на Обаму не сменит в Белом доме поклонник России, а Госдепартамент не возглавит ее старый друг.
Однако у смены администрации есть и обратная сторона — президент Владимир Путин теперь лишится любимого противника. В ближайшем будущем Соединенные Штаты вряд ли смогут быть для России главным врагом. Кто же лучше всего годится на роль нового пугала? Правильно, Ангела Меркель!
Германский канцлер – идеальная мишень. В Германии следующей осенью пройдут выборы. А так как в Европе усиливаются позиции политиков, симпатизирующих в Москве, Меркель, возможно, будет баллотироваться на четвертый срок как единственный европейский лидер, готовый противостоять вновь обретшей самоуверенность России.
После аннексии Крыма в 2014 году г-жа Меркель последовательнее прочих настаивала на том, чтобы наказать Россию. В следующем году она приняла в Германии миллион беженцев и добилась того же от других европейских стран — а это, с точки зрения российских этнонационалистов, размывает европейскую культуру. Вдобавок она по-прежнему верит в единый, сплоченный Европейский Союз, который должен служить оплотом либеральных ценностей и (что, как минимум, подразумевается) политическим и экономическим бастионом для защиты от России.
Похоже, что Россия планирует поступить в 2017 году с г-жой Меркель и ее союзниками так же, как она поступила с Хилари Клинтон и остальными американскими демократами в 2016 году.
В конце концов, те же самые хакеры, — известные в интернете как Fancy Bear или Sofacy Group, — которые взломали компьютеры Демократической партии, атаковали в прошлом году сеть германского парламента. Их также обвиняют в краже документов у некоторых депутатов парламента. Каждая новая подробность о том, как Россия вмешалась в американские выборы, заставляет Германию предчувствовать самую трудную, грязную и изматывающую кампанию в современной германской истории.
Это предчувствие, возможно, будет нам полезно. Мы заранее знаем многое о технических возможностях и методах России и — что еще важнее — мы все лучше понимаем, из чего русские исходят идеологически и чем они руководствуются, организовывая атаки.
Здесь нам могут быть полезны уроки холодной войны. Нынешняя деятельность России очень напоминает цифровую версию того, что в Германии до 1989 года называлось Zersetzung. Это слово трудно перевести, но означает оно политический аналог процессов, происходящих при воздействии кислоты на органическое вещество, — то есть растворения и распада.
Zersetzung ставит под сомнение основополагающие нормы и институты западного либерального порядка, искажает и дискредитирует цели Европейского Союза, НАТО и свободно-рыночной экономики, а также подрывает доверие к свободной прессе и к свободным выборам. Этот эффект достигается с помощью клеветы, распространения лжи и фальшивых новостей и создания «серой зоны» — зоны сомнения, в которой фактам трудно выживать.
Все это мы видели и раньше. Такими методами пользовались КГБ и восточногерманская «Штази». Они вели психологические войны, распускали слухи, подкупали политиков, а затем разоблачали их как преступников. Спецслужбы действовали таким образом как во внутренней политике, против диссидентов, так и за границей, против западных врагов. Однако Путину и его бывшим коллегам по КГБ следует понимать, что сейчас мы лучше, чем раньше, разбираемся в их грязных трюках и понимаем, каким образом они адаптировали тактику Zersetzung к интернету.
Правительству, безусловно, стоит принять необходимые меры, но журналисты общественные организации тоже не должны бездействовать. Нам следует надавить на такие компании, как Facebook и Twitter, и заставить их активнее бороться с фальшивыми новостями. Мы также должны разоблачать российский агитпроп везде, где мы с ним сталкиваемся.
При этом не менее важно понимать, какова стоящая за этими атаками идеология. В сентябре газета Die Zeit, в которой я работаю, вместе с телеканалом ZDF подробно разоблачила тщательно разработанную Москвой кампанию по дезинформации. Мы получили доступ к примерно 10 000 электронных писем, которые наглядно демонстрировали, как идеологи, близкие к путинской администрации, консультировали пророссийское повстанческое правительство на Восточной Украине.
В числе писем был документ с «темниками», которым должны были следовать поддерживающие повстанцев издания — в ущерб фактам и реалиям, если это было необходимо. «Нынешняя Россия — это не Россия 1990-х. Она непреклонно добивается восстановления мощи Советского Союза. Сейчас она находится наравне с Западом, — говорится в нем. — Идет глобальная дипломатическая война. Запад от нее тоже страдает, и пока неясно, кто в ней победит».
Несомненно, аналогичные приказы были отданы и тем армиям хакеров, которые атаковали Демократическую партию, а сейчас собираются атаковать Германию.
Кто в итоге проиграет, вполне ясно уже сейчас. Г-н Путин и работающие на него безответственные лжецы должны понимать, что единственным результатом их вранья станет очередное потерянное поколение россиян, которые могли бы принести своей стране больше пользы, если бы у них была возможность сталкиваться с честными и конструктивными интеллектуальными вызовами. Правительство, которое очерняет окружающий мир, ради того, чтобы Россия снова почувствовала себя великой, обречено потерпеть поражение — как это уже бывало.
Йохен Биттнер — редактор отдела политики еженедельника Die Zeit и внештатный колумнист The New York Times.