На съемки юбилейного выпуска КВН пришел президент РФ Владимир Путин.
Кому солнце светит?
— Вы как–то специально готовитесь к приходу таких гостей? Следите ли пристальнее за тем, какие шутки в адрес главы государства подготовили кавээнщики? — первый вопрос Александру Васильевичу.
— Не скажу, что я особенно насторожен. Никакого специального табу не существует. Я считаю, что шутить можно о ком и о чем угодно, главное — насколько это весело, уместно, доброжелательно и неоскорбительно. Мы ведь собираемся не для того, чтобы кого–то высмеять или бичевать.
А чтобы, банально говоря, повеселиться и показать, что у нас среди молодежи масса неглупых ребят и что КВН — затея не пустая. Прошу прощения, что в эти юбилейные дни часто повторяю одно и то же, но я в этом убежден: "Как живем, так и шутим".
— Александр Васильевич, а как мы живем?
— По–разному. И шутим по–разному. Но даже если кто–то считает, что мы плохо живем, шутить нужно все равно хорошо. Чтобы было понятно: раз мы над этим шутим, значит, выход из всего этого есть. Это не полная безнадега.
— Неужели у вас нет тревоги, времена–то нынче непростые?
— За свои 75 я переживал разные времена. Сегодня, может быть, немножко тревожнее. Но нельзя жить, упершись лбом и мозгами вот в эту тревожность. Солнце же светит? Уже очень хорошо! А были в жизни нашей страны периоды и более тревожные.
Мне иногда задают вопросы: "Почему так мало политики в шутках кавээнщиков?" Или наоборот: "Ну что же вы все только про политику?" Во время перестройки, в бурные 90–е, было много политики в нашей жизни, поэтому и в КВН много шутили на политические темы.
Кстати, часто кавээнщики предугадывают важные события в жизни страны, не отдавая себе в этом отчета. Например, перед путчем в 1990–е одна команда спела: "Чтобы перейти Садовое кольцо, садись на броневик". Через какое–то время Садовое кольцо действительно стало страшно переходить: по нему танки шли… А примерно год назад была хорошая шутка у команды из Армавира: "Простите, Хиллари, мы сделали все, что могли. Но Трамп оторвался…"
Кто был первым?
— А как вообще руководители страны относились к КВН?
— С какого руководителя начать? (Улыбается.) Во времена Брежнева (в 1971 году. — Ред.) КВН вообще закрыли на 15 лет. А в 1986–м, во время перестройки, мы воспользовались возможностью и вернули игру на экран. Самая лучшая шутка тех времен — "Партия, дай порулить": в советские годы чуть ли не на каждом доме и заборе висели плакаты "Партия — наш рулевой". В этом была определенная смелость.
Несмотря на то что перестройка и вроде все можно, в конце 1980–х я все равно ходил по кабинетам телевизионного начальства, где мне говорили: "Вот это домашнее задание оставьте, а вот это не надо".
Михаил Сергеевич Горбачев ни разу не приходил к нам. Когда мы с ним встретились на съемках какой–то передачи лет 6–7 назад, я ему говорю: "Мы с вами ни разу до этого не встречались". А он мне: "Саша, да ты что, как же мы не встречались?"
Первым на КВН пришел, причем не в ранге президента, а в статусе опального политика, Борис Ельцин. Его пригласили уральские ребята. Чем очень расстроили одного из тогдашних руководителей нашей молодежной редакции ЦТ. Во время съемок он выскакивал из зала, нервно курил и затем возвращался. Было непонятно, что с Ельциным будет дальше, но кавээнщикам уже тогда все было понятно. После президент Ельцин еще несколько раз бывал на играх.
А Владимир Владимирович пришел первый раз в конце 1999–го, когда был премьер–министро
— После того как Михаил Галустян показал прекрасную пародию на Рамзана Кадырова, пользователи в Сети стали выражать беспокойство: не будет ли мстить Кадыров Галустяну? Часто ли страдают кавээнщики за свои шутки?
— Я всегда избегаю слова "пародия". Пародия может быть злая, а мы стараемся избегать злости и в общении, и в выступлениях. Так что это не пародия, а дружеский шарж. Рамзан Ахматович оказался человеком с чувством юмора. Мне надо спросить Мишу об этом, но сам Кадыров признался, что помог Галустяну войти в образ.
На уровне местных властей (губернаторов, мэров) были какие–то обиды, до меня доходила такая информация. Поэтому я всегда рекомендую ребятам: "Вы напрасно так шутите. Лучше придумайте форму не такую оскорбительную. Вам же возвращаться в свой город". Но пока до меня ни разу не доходили приказы: "Прекратите так шутить!"
— Кавээнщица Ольга Картункова в недавнем интервью сказала, что большая проблема КВН в том, что игра ушла из Юрмалы. Насколько я знаю, вы оттуда по собственной воле ушли.
— Я не знаю, может быть, Ольге Картунковой было сильно хорошо в Юрмале или она там что–то забыла. Но почему ее не устраивает российская территория? Нас из Юрмалы никто не выдавливал. Мы ушли за компанию. Я люблю Юрмалу, в советские времена мы туда сына с женой возили почти каждый год, он у нас там рос, можно сказать. Там хорошо. Мы и сейчас с семьей там часто бываем. Но я не могу поставить свое дело под угрозу. Вдруг завтра кому–то из членов жюри или какой–нибудь команде без объяснения причин не разрешат въезд в Латвию?
У руководителей Калининградской области возникла идея переселить фестиваль "Голосящий Кивин" в Светлогорск, где долго строили концертный зал. Но после того как решение было принято, за год долгострой завершили. Да, это не открытая площадка, но это шикарный концертный зал. Теперь в Светлогорске мы сталкиваемся с людьми, которые приезжают из Латвии специально на КВН. Даст бог, так и будет…
— Музыкант Юрий Лоза назвал кавээнщиков "балбесами", которые, вместо того чтобы "грызть гранит науки", занимаются не своим делом. К тому же мало кто из кавээнщиков становится хорошим актером. Вы с этим согласны?
— Для 90% игравших и играющих в эту игру КВН — всего лишь фрагмент их молодости. КВН — это самодеятельность
Но он уже с 6 лет сидел в зале, болел. Константин Эрнст прав, когда говорит, что сегодня большая часть развлекательного телевидения создается ребятами, которые играли в КВН, авторами, которые писали шутки для кавээнщиков.
— Александр Васильевич, а что такое счастье?
— Счастье — это прожить 75 лет так, как я их прожил…
Владимир ПОЛУПАНОВ.