Юрмала. Так было.
"Одна из самых завораживающих меня тем - это демографический коллапс стран Восточной Европы. Ее как-то недооценивают, потому что человечество еще никогда не сталкивалось с такой проблемой, как страны, где некому жить. Все это кажется чем-то очень далеким, но на самом деле процесс идет стремительно, - пишет на своей странице в Фейсбуке Максим Саморуков, заместитель главного редактора Московского центра "Карнеги". - Вот подсчитал тут немного про Латвию, где ситуации, наверное, самая тяжелая.
К обычным восточноевропейским проблемам добавляется критически малое абсолютное количество населения и большая удаленность от всего на свете.
С 2003-2015 год, за 12 лет в Евросоюзе население Латвии вроде бы сократилось, но не убийственно - на 13,6%. Много конечно, но по 14% за 12 лет - это еще надолго людей хватит.
Но если разбить эти 14% по возрастным группам - то там ужас что получается. Количество людей старше 60 лет сократилось всего на 0,3%. То есть демографическая нагрузка никуда не делась - сколько было пенсионеров, столько осталось. Эти люди еще при вступлении в ЕС были уже не в том возрасте, чтобы куда-то уезжать.
Зато количество людей младше 20 лет за 12 лет сократилось на 30,6%.
Еще больше ада в группе 10-20 лет - за 12 лет сократилась на 49,0%. Это в два раза всего за 12 лет. Понятно, что тут не только трудовая эмиграция и повальный отъезд на учебу за границу, но и длинные демографические волны. Но в любом случае через 10 лет эти нынешние 10-20 летние должны стать главными рожающими. А их уже сейчас всего половина из того, что 12 лет назад было, и сколько еще за эти 10 лет успеет уехать.
Ведь для демографического коллапса экономики необязательно ждать, когда все население физически вымрет. Достаточно, чтобы соотношение пенсионеров и работающих достигло какого-то критического уровня. Скоро увидим, какого именно.
Юрмала. Так стало.