У Мирослава Андрусяка - паспорт негражданина Латвии со всеми правами проживания в стране, но при этом у него нет счета в банке. Он утверждает, что не имеет судимостей, долгов, он даже жаловался президенту и Сейму, и все же банки отказываются открыть ему счет. В интервью Dienas Bizness Андрусяк рассказывает свою версию происходящего, как он ее понимает, потому что ответы, полученные от латвийских учреждений - это по сути формальные ответы.
Мирослав рассказывает, что несмотря на эти проблемы, он хочет жить в Латвии. «В 1991 году я также был в Старом городе на баррикадах с идеей, что буду жить в свободной, демократической стране. В стране, где права человека закреплены в конституции, и они действительно защищены, а не там, где человека вынуждают уезжать в другие страны, потому что здесь он нежелательная персона», - говорит он.
По словам Андрусяка, проблемы с банками возникли из-за того, что он стал неугоден для двух людей - влиятельного банковского служащего и бывшего политика.
«Мой пример - это образец того, что любому человеку можно запретить заниматься бизнесом и вообще жить в стране из-за личных амбиций или какой-то выгоды, - говорит он. - В 2009 году у меня случился бытовой конфликт с человеком, который занимает высокий пост в Swedbank. Он сказал мне, что не позволит жить в Латвии и рано или поздно мне придется отсюда уехать. Я не воспринял это всерьез, потому что был убежден в том, что конфликт - бытовой и ненависть пройдет. До 2011 года я от многих людей получил дружеские предложения покинуть Латвию. На это я не реагировал. В 2011 году Swedbank закрыл счет моей компании, но это не вызвало проблем, потому что у компании в Латвии сделок не было. Из этого инцидента я также не сделал никаких существенных выводов».
Реальные проблемы, по словам Мирослава, начались в 2012 году, когда он начал управлять финансовой компанией ELS International.
«У компании тогда был отрицательный баланс, поэтому я сразу начал работать кризисным менеджером. - рассказывает он. - Задачей было навести порядок в компании. Это означало как смену персонала, так и программного обеспечения. Одним словом, все с чистого листа. Мне это удалось. За то время, когда я управлял компанией, предприятие получило права члена Principal Member MasterCard , что позволило ей работать на финансовых рынках разных стран. О том, что я управляю этой компанией, узнал ранее упомянутый человек из Swedbank, и после этого банк закрыл счета компании. Меня предупредили - если я продолжу работать в ELS International, компания скоро не сможет открыть счет ни в одном латвийском банке. Чтобы не создавать проблем компании, я ушел оттуда и временно даже уехал из Латвии».
В 2013 году в Украине он создал производственную компанию ROCK DESIGN. Есть сайт rock-design.eu. За несколько лет компания стала лидером отрасли в своей стране. Но потом он решил вернуться в Латвию. Считал, что давний конфликт уже исчерпан, ведь прошло много времени. В 2017 году Мирослав начал процесс покупки компании в Латвии QIWI Wallet Europe.
На момент совершения сделки все деньги, которые были отражены в его декларациях, были в латвийских банках - Swedbank и Privatbank Latvia.
«Важно, чтобы я был клиентом Swedbank с момента его основания. Мои личные счета в банке всегда были активными, и у них не было проблем. Сделка по покупке компании проходила в соответствии с процедурой, установленной законом. Я отправил необходимый пакет документов в КРФК на утверждение. 2 марта 2017 года я купил цессию ABLV Bank, и таким образом стал первым держателем четырех ипотечных кредитов в центре города. В качестве второго держателя ипотеки для тех же помещений был известный бывший политик Латвии. Позже выяснилось, что у него хорошие и дружеские отношения с уже упомянутым человеком из Swedbank. Он прекрасно знал, сколько денег у меня лежит на счету в банке.
Когда мне надо было делать первый взнос, оказалось, что мой счет закрыт. А через 10 дней выяснилось, что закрыт счет и в Privatbank. Никто не объяснил причины. Через свои связи позже мне удалось выяснить, что Swedbank включил меня в список лиц, ведущих сомнительные финансовые сделки, что не отвечает действительности».
Мирослав Андрусяк рассказывает, что пробовал открыть счет в других банках, обошел все. И все отказались открыть ему личный счет. Он признается, что из-за этого не может нормально жить в Латвии и купить предприятие тоже не может.
«Я делал запрос в Swedbank и не один раз, но приходит ответ, в котором по сути ничего нет. Я написал письмо в Сейм, президенту, Государственной инспекции данных, Центру защиты прав потребителей. Одно из писем было перенаправлено в КРФК, но от них ответа я не получил. За это время учреждения могли провести полномасштабный аудит меня, как физического лица и понять, что у меня нет налоговой задолженности или подозрительных сделок. Мне лишь посоветовали судиться с банком. Но я просто хочу иметь возможность открыть счет в Латвии!»
Мирослав признается, что без счетов жить можно, но очень трудно. «Еще труднее - бороться за правду. Латвийское государство должно признать, что оно дало банкам слишком много власти и она стала инструментом для настоящих репрессий. Если ситуация не разрешится, я буду вынужден уехать и жить в другой стране, хотя я этого не хочу".