Уникальный латвийский художник Артур Никитин представил в Санкт–Петербурге
Выставка в Санкт–Петербурге "Артур Никитин. Живопись и графика разных лет", приуроченная к 80–летию легендарного латвийского художника, "советского бунтаря", как его называли, была представлена в галерее на Литейном проспекте, а в Пушкинском Доме на Морской набережной выставили практически все его иллюстрации к произведениям русских писателей, в том числе и пушкинским. К выставке нашего мэтра петербуржцы подготовили каталог.
Точкой отсчета обширной экспозиции стал живописный цикл Артура Никитина, посвященный 7–й, Ленинградской симфонии Дмитрия Шостоковича. Цикл так поразил петербуржцев, что они пригласили латвийского мастера к себе, чтобы лучше узнать его творчество. Олег Яхнин, глава Центра графики, с коллегами приезжал в Ригу заранее — отобрать работы для выставки. Вот что художник Никитин рассказывает об этом событии:
— Я родился в Ленинграде. Меня вывезли оттуда в 1943 году еще совсем мальчишкой. Потому воспоминания о том времени отрывочные. С мамой — она была военным хирургом — нас везли через какие–то болота. Я был очень ослаблен. Меня потом передали солдату, с ним мы доехали до Уфы, и я оказался у родственников.
Так что Петербург — моя родина. Я не ожидал, что там будет выставка. Это просто подарок судьбы. Инициатором стал Андрей Маевский, антиквар, галерейщик, художник. Он был известен в Риге, сейчас живет в Питере, занимается пропагандой латышской культуры за пределами Латвии.
Я представил для петербургской выставки довольно сильные работы, которые написал после 50 лет. Знайте, основная творческая работа начинается после 50, происходит какой–то взрыв личности…
— Артур Петрович, ваши впечатления от Петербурга?
— В Питере нас поселили в доме, где жил Сергей Рахманинов. Сейчас там его музей. Выходишь на балкон из номера — а перед тобою Казанский собор! Санкт–Петербург как был, так и остался имперским городом. Представьте, весь Невский проспект выложили огромными гранитными плитами. Перевоплощение — неописуемое. Взяла верх элита, то есть старые петербуржцы. В здании Генерального штаба, переданном Эрмитажу, открылись выставочные залы — очень красивые. Там выставлены те произведения искусства, которые ранее были в запасниках, та же коллекция знаменитого мецената Щукина.
Я в Питере со своими работами оказался к месту. Посмотрев свое "собрание сочинений", я даже удивился: неужели я столько смог сделать? Хотя мне уже 80 лет, и за такое время столько можно наворотить!
Со мной там носились. Меня даже допустили в закрытый клуб богемы, где собираются ведущие художники, искусствоведы, происходят дискуссии на разные темы, в том числе обсуждают выставки (и мою обсуждали), стихи читают. Общение очень интересное: другой мир, который идет вперед со страшной скоростью. Ко мне на выставку приходили интересные люди, знатоки живописи, много вопросов задавали, все их интересовало… Да, я связан со своей средой, а в основном я связан с мощной русской культурой…
Люся АНИС.