Его сообщение о решении не участвовать в выборах президента 31 мая по сути представляет собой обзывание - гневный "наезд" на те партии в Сейме, которые за него не проголосуют. Он лишний раз декларирует, что был президентом только правящей коалиции, а не всего народа - не объединитель, а раскалыватель, всегда становящийся на сторону главы правительства, что бы тот ни делал.
За партии, прошедшие в 14-й Сейм, голосовали граждане Латвии, а не Кремль и олигархи. Каким бы ни был выбор избирателей, его нужно уважать и относиться с достоинством, а не ругаться. Обзывая партии Росликова и Шлесерса, Левитс плюет не только на них, но и в лицо тому электорату, который за них голосовал. Плеваться и навешивать друг на друга ярлыки могут партийные политиканы, но роль президента страны, согласно Сатверсме, состоит в том, чтобы не соваться во внутриполитические перипетии. Президент должен быть выше этого.
Левитс изо всех сил стремится навязать парадигму: если за президента проголосуют "неправильные" партии (которые избрал "неправильный" народ), то и он сам станет "неправильным". Хотя союзников не интересует, как президент стал президентом, если он держит прозападный курс. А Москва лаяла и будет лаять о чем угодно - нечего слушать ее пропаганду. Уж точно не голосование Росликова за кого-то из кандидатов может изменить внешнеполитический курс Латвии - Левитс умышленно сильно преувеличивает угрозу, не имеющую связи с реальностью.
У Левитса совершенно трагический рейтинг, самый низкий в истории из всех бывших президентов. В марте нынешнего года в опросе SKDS его деятельность отрицательно оценили 64% латвийских граждан. Сам Левитс в интервью журналу Ir поясняет это тем, что виноват ковид. Он-де выступал за вакцинацию, а "антиваксерам" это не понравилось.
Еще потому, что он был за латышскую Латвию, и многим это не понравилось. "Я сейчас не использую это понятие, но десять лет назад я говорил о латышах-трусах. "Время не пришло", "мы не подготовили эту реформу образования, и там еще переходный период" и тому подобное. Нет, есть четкая позиция. Я думаю, что это один фактор, который в части общества создает мне минусы", - рассуждает Левитс.
Однако считай, как хочешь, из одних "антиваксеров" и "латышей-трусов" не выйдет минус 64%. Есть еще кое-какие причины, которые сам Левитс видеть не хочет. Может быть, одна из них - совершенно безвкусное прославление себя самого, которое присутствует и в интервью журналу Ir.
"Так что для поощрения национально-латышского характера действительно многое сделано. В том числе благодаря деятельности президента мы сегодня можем сказать, что в 2023 году Латвия стала национально более латышской, чем в 2019-м, определенно. И там у меня была известная роль, я бы мог так сказать". Левитс говорит о себе в третьем лице, как монархи в старину, впрочем, уточнив в конце, что говорит о себе.
Немалая часть его речей характеризуется как пустословие. И законодательные предложения предложения были с пустотой внутри - например, закон об исторических землях Латвии, не имеющий абсолютно никакого значения в народном хозяйстве и вообще никакого значения ни в какой области.
Бывали и содержательные высказывания, но тогда это было весьма странно: "у тех, кто умрет, Рождества не будет"... И действия бывали не менее странные - например, орден, врученный Артусу Кайминьшу "за сотрудничество".
Левитс уж точно не за один день достиг того, что большинство в обществе ему не доверяет: над этим он "работал" из месяца в месяц, изо дня в день.
Среди учрежденй, не подчиненных министрам, наибольшая средняя зарплата - в канцелярии президента: 4368 евро на 61 рабочее место, причем этот бюджет включает и жалование президента. Но за что эти люди ели казенный хлеб? Какие такие супермудрые советы дала Левитсу руководитель бюро советников президента - советница президента Сармите Элерте?
В Сейме Левитсу поддержка тоже "не светит", потому что не пошло дело с "корпоративной коммуникацией" - за него проголосовали бы всего 39 депутатов, а остальные не поддались бы на уговоры. Даже если "Прогрессивные" не будут голосовать, так как у них есть своя кандидатка и им непонятна позиция Левитса по вопросу Стамбульской конвенции.
Так что время Левитса закончилось. Кто бы ни стал будущим президентом, он вряд ли будет способен на такой провал, как Левитс.