«Расскажите, пожалуйста, где искать клад. Очень надо!» — обратился зритель к гостю передачи.
«Думаю, что клады все нашли уже 40 раз, потому что город наш копали-перекапывали. Вся жизнь Риги, по сути, долгое время теснилась как раз во внутреннем городе, то есть в той части, что сейчас окружена городским каналом. А дома там… Проходит время, и старые дома или сгорают или просто разваливаются, или их сносят, потому что изменилось понятие о комфорте. То есть дом сносят, копают, роют… Вот когда шло это мощное строительство — в конце XIX века, в начале XX, потом в 1930-е — тогда конечно было очень много всего найдено. В наше время надо очень постараться, чтобы что-то такое найти», — ответил Олег Пухляк.
Он предположил, что если где-то что-то и обнаружится, то скорее всего за пределами Старого города — в тех частях столицы, которые раньше были сельскими или дачными районами, вроде Пурвциемса или Плявниеки, где кто-то когда-то мог что-то закопать на своем участке. Но целенаправленно искать забытые артефакты здесь — все равно, что искать иголку в стоге сена.
Историк допускает, что какие-то клады, может, и не найдены. Но то, что можно было обнаружить целенаправленно и с адекватными усилиями, уже обнаружено. Тем более, что вряд ли в центре Риги кто-то может, не привлекая внимания, начать что-то копать.
«Любопытная тема — клады Верманского парка: его перекапывали несколько раз, начиная с конца XIX столетия. Увлечение поиском кладов было связано с городским каналом — чуть ли не водолазные экспедиции там проводили. Было такое. В 1920-е годы эта тема кладоискательства в Риге была очень популярна», — рассказал О. Пухляк.