Провал на глазах 60 000 зрителей
Советский футбол во второй половине 1950-х вступал в эпоху, которая окажется самой успешной по спортивным результатам. В 1956 году сборная СССР выиграл футбольный турнир Олимпиады в Мельбурне, впереди была победа в первом розыгрыше Кубка Европы. Матчи чемпионата СССР по футболу собирали полные трибуны практически во всех городах, где проводились игры.
Ленинградский «Зенит» в ту пору в первенстве находился не на первых ролях. А старт чемпионата-1957 команде совершенно не удался. В первых восьми турах ленинградцы выиграли только одну встречу и занимали 10-е место среди 12 клубов, участвовавших в турнире класса «А».
14 мая к «Зениту» приехало московское «Торпедо». Ведомые талантливейшим форвардом Эдуардом Стрельцовым автозаводцы входили в тройку лидеров. Гости считались явными фаворитами встречи, но зрители, которых на стадионе имени Кирова собралось около 60 000, надеялись, что их любимцы преподнесут приятный сюрприз.
Однако уже на 12-й минуте Стрельцов вывел «Торпедо» вперед. На 36-й минуте Валентин Иванов упрочил преимущество москвичей. После перерыва Валентин Царицын сократил разрыв в счете, и трибуны оживились. Но затем все тот же Иванов, а также Юрий Фалин и Слава Метревели к 73-й минуте оформили сокрушительный разгром «Зенита» -- 5:1.
Нежданная «замена»
Болельщики были в ярости. Ситуация осложнялась тем, что в то время на стадионе свободно продавали алкоголь и многие зрители находились в разогретом состоянии.
В адрес вратаря «Зенита» Владимира Фарыкина летели весьма нелицеприятные выражения. Голкипер действительно в этой встрече, мягко говоря, не блистал.
Минут за десять до конца игры, когда ее исход не вызывал сомнений, на поле вышел шофер завода «Знамя Труда» Василий Каюков. 30-летний мужчина выгнал из ворот оторопевшего Фарыкина, снял пиджак и занял место голкипера. На трибунах это вызвало приступ веселья.
Удивительно, но выходку Каюкова поначалу не заметили ни милиционеры, ни игроки, ни судья. Опомнившись, стражи порядка бросились к нарушителю, скрутили его и повели в пункт охраны порядка.
Разбушевавшийся шофер не унимался: матом орал на милиционеров, сбил с одного из них фуражку, призывал других зрителей помочь ему.
«Чего руки человеку крутите? -- послышались крики с трибун. -- Отпустите его!» Но заведенные милиционеры тоже не стали молчать: «Хотите как он? Сейчас получите!» Брыкавшийся же Каюков получил от сотрудников милиции несколько ударов по лицу.
«Стали избивать милиционеров и курсантов»
Вид крови привел болельщиков в ярость. Несколько человек ринулись в сторону милиционеров, и это спровоцировало лавинообразный эффект. Пока одни рвались на поле, другие стали бросать в стражей порядка бутылки. Один такой бросок оказался точным -- молодому сотруднику разбили голову. В ответ группа милиционеров бросилась на трибуну, чтобы задержать виновного. Досталось и тем, кто вообще спокойно сидел и не участвовал в событиях. Спасаться бегством пришлось и футболистам «Зенита».
Из материалов дела: «Большая группа зрителей, прорвав заслон милиционеров, ворвалась на поле стадиона и стала бутылками другими предметами, в том числе совками, ломами, обрезками водопроводных труб, облицовочными плитками, камнями избивать милиционеров и приехавших для наведения порядка курсантов. Находившиеся в это время в секторах стадиона хулиганствующие лица из числа зрителей выкриками подбадривали толпу на поле, призывая к нападениям на милиционеров и курсантов. Такие же выкрики «Бей милицию!», «Бей гадов!» раздавались и в толпе, находившейся на поле стадиона... Основной целью толпы хулиганов было прорваться сквозь заслон милиционеров и курсантов к южному тоннелю стадиона, куда ушли футболисты. Многочисленная группа хулиганов оттеснила милиционеров и курсантов сначала в тоннель, а затем и за его ворота на хозяйственный двор, где и укрылось большинство работников милиции».
Бунтовщики хотели линчевать тренера и голкипера
Футболисты признавались: было страшно. В раздевалке пришлось лежать, вжавшись в пол, ибо в окна летели камни. Бунтовщики требовали выдать им несчастного вратаря Фарыкина и главного тренера «Зенита» Аркадия Алова.
Дошло до того, что одному из офицеров милиции пришлось стрелять в воздух, чтобы не допустить линчевания спортсменов.
Оба автобуса команд были разгромлены. Общий ущерб от беспорядков составил более 13 000 рублей. В общей сложности ранения получили 107 военнослужащих, милиционеров и гражданских лиц.
Бунт прекратился около полуночи, и только после этого футболисты под охраной покинули свое убежище.
Всего было установлено около 140 участников беспорядков, 16 из которых привлекли к уголовной ответственности. Среди обвиняемых оказались участники и даже инвалиды Великой Отечественной войны. Поначалу речь шла об очень серьезных статьях, в том числе знаменитой 58-й, так как следователи трактовали случившееся как «контрреволюционный мятеж». Но из Москвы пришла директива: политическое дело нам не нужно, виновных судить как хулиганов.
Срок получил и самозваный вратарь Василий Каюков, хотя сам он в погроме участия не принимал: милиционеры успели увести его в самом начале, не дав публике отбить задержанного.
Вратарь Владимир Фарыкин, ставший невольным виновником бунта, ушел из команды после окончания сезона. Талантливому голкиперу полностью раскрыться мешала известная мужская проблема: он злоупотреблял алкоголем. В 1962 году Фарыкин погиб во время купания в реке.
Футбольный бунт в Ленинграде считается самыми масштабными беспорядками подобного рода в советской истории. Затмить его смогли лишь события на Манежной площади в 2002 году.
...«14 мая к «Зениту» приехало московское «Торпедо». Ведомые талантливейшим форвардом Эдуардом Стрельцовым автозаводцы входили в тройку лидеров. Гости считались явными фаворитами встречи, но зрители, которых на стадионе имени Кирова собралось около 60 000, надеялись, что их любимцы преподнесут приятный сюрприз. Однако уже на 12-й минуте Стрельцов вывел «Торпедо» вперед... Это был сокрушительный разгром «Зенита» -- 5:1.
Андрей СИДОРЧИК.