Избрание Крапане «наглядно показывает, в каком направлении двигается эта комиссия», сказал Зариньш в утреннем интервью LTV.
«Традиционно мы привыкли, что следственные комиссии у нас проблемные! Потому что обычно бывает так, что есть одни, и они желают действительно расследовать и учреждают эту комиссию, после чего руководство этой комиссией доверяется людям, которые к этой инициативе не имеют вообще никакого отношения. И цель обычно одна: провалить работу комиссии. Я вижу это так.
Для меня это стало последней каплей во всей этой истории, потому что я в процессе создания комиссии наблюдал, как работу в ней партия, которая говорит о намерении бороться с аферой OIK, делегирует не тем депутатам, которые действительно работали над этим вопросом и хотели работать, а тем, кто совершенно не компетентен.
Партии, которые были по уши в этой афере, делегировали людей, находящихся в конфликте интересов, им вообще нельзя было в комиссии находиться. И под конец еще выбирают человека, у которого вообще нет компетенции для руководства комиссией! Это не упрек в чей-то адрес лично: никто ведь не может быть компетентен во всех сферах. Например, я никогда не взялся бы руководить детсадовской группой. Это тяжелая, ответственная работа, которая вне моей компетенции», - заявил Зариньш.
По словам Зариньша, логичнее всего было бы доверить руководство следственной комиссией тем депутатам, которые активно продвигали инициативу ее создания (а это Дидзис Шмитс из КПС, которого в состав комиссии даже не избрали).
«Или же при существующем составе комиссии ее председателем, очевидно, должен был стать я. И тут из семи членов комиссии пятеро голосуют, что мне им нельзя быть! Показав этим, что моя компетентность, мой опыт, мой боевой дух этой комиссии не нужны. Для меня-то это в любом случае не проблема: я это всё раскачал и толкаю вперед. И мне будет легче продолжать одному, чем бороться против пятерых, не желающих этого», — заявил политик.
На вопрос LTV, у кого конкретно из членов комиссии, на его взгляд, налицо конфликт интересов, Зариньш назвал бывшего министра экономики Арвила Ашераденса (вопрос об отзыве которого из комиссии Сейм решил тоже сегодня, 13 июня — его заменит Атис Леиньш. — Rus.lsm.lv). Ведь именно действия Ашераденса в бытность министром комиссии предстоит взвесить.
Кроме того, напомнил Зариньш, закон о рынке электроэнергии, которым был введен OIK, был принят «еще во бытность Кариньша [министром экономики]».
«Он — крестный отец всего этого мероприятия. И тогда вопрос: с какой целью «Единство» делегирует такого члена комиссии? Ясно зная, что это конфликт интересов», - отметил политик.
Чтобы труды следственной комиссии принесли плоды, нужно для начала ее правильно организовать, подчеркнул депутат. Инициаторы ее создания «хорошо выполнили домашнее задание» и составили очень подробный список задач, которого теперь председателю (кто бы им ни стал) придется придерживаться. По оценке Зариньша, саботировать эти задачи будет трудно — от комиссии требуется «дать конкретные ответы на конкретные вопросы». В итоге должны стать известными имена тех, кто ответствен за систему OIK, что было сделано неверно, как Латвия пришла к такому результату и что теперь с этим делать, пояснил он.
В состав парламентской следственной комиссии по делу о системе OIK вошли Янис Адамсонс («Согласие»), Мартиньш Штейнс («Развитие/За!»), Роман Наудиньш (Национальное объединение), Виктор Валайнис (СЗК), Сандис Риекстиньш (Новая консервативная партия), Атис Леиньш («Новое Единство) и Иева Крапане (КПС), которую назначили председателем.