- Одним из ваших приоритетов будет оценка крупных проектов, финансируемых ЕС. О каких именно проектах идет речь, что будет оцениваться?
- Речь идет о трех крупных проектах - терминале острова Криеву в Рижском порту, проекте нового трамвайного маршрута в Риге и электрификации железной дороги. Недавно в комиссии Сейма по европейским делам Минфин представил эти проекты, указав на риски в каждом. В должности министра сообщения моя задача состоит в том, чтобы эти риски уменьшить или устранить совсем. В зависимости от оценки проектов мы будем принимать дальнейшие решения о их реализации.
- Еще одной проблемой является ситуация в таксомоторных перевозках. Как вы собираетесь ее решать?
- Проблемы в таксомоторной отрасли накапливались больше года, потому что одновременно произошли три события. Во-первых, Административный суд постановил, что услуги таксомоторных перевозок возле Центрального железнодорожного вокзала, Рижского автовокзала и Рижского аэропорта может оказывать любой предприниматель на условиях свободного рынка.
Во-вторых, были внесены поправки в закон об автоперевозках, отменяющие потолки тарифов и позволяющие любой таксомоторной компании просить за свои услуги любую плату. Сейчас потребителю, тем более иностранцу трудно понять, сколько стоят услуги такси, что ограничивает его права. Такая система фактически легализует то, что клиентов обчищают.
Третьим фактором стали изменения порядка лицензирования. Если раньше лицензии выдавало местное самоуправление, то теперь этот процесс разделен - лицензии водителей такси выдает Автотранспортная дирекция, а услуги как таковые лицензируют регионы планирования и большие города. Это сделало контроль за происходящим еще более размытым.
В результате мы видим, как в аэропорт и порты возвращается 1990-е, идет борьба за платежеспособных клиентов. В глазах инвесторов и туристов Латвия становится эдакой страной третьего мира, которая не в состоянии обеспечить контроль за таким простым сегментом рынка, как таксомоторные услуги. Это нужно менять!
- Есть ли у вас план, как разрешить ситуацию в аэропорту?
- Как я уже говорил, это касается не только Рижского аэропорта. В прошлом году, еще не будучи на этом посту, я организовывал одно мероприятие в Лиепае и, когда встречал гостей в аэропорту, таксисты мне сказали, что в Лиепае тоже существует очень специфичная система. Эта зараза распространилась по всей стране.
Одним из решений может стать то, что на таких стратегические объектах, как международный железнодорожный вокзал, аэропорт, автовокзал, пассажирский порт, мы должны выдвигать более жесткие требования к качеству услуг. Это одно направление. Второе - ввести фиксированные цены на определенных маршрутах, чтобы было четко известно, сколько стоит поездка аэропорт-Югла, аэропорт-Болдерая или аэропорт-Центр.
- В качестве еще одного приоритета вы назвали планирование сети общественного транспорта. Каковы здесь основные проблемы и как, по-вашему, их нужно решать?
- Нынешняя модель, которая была введена при министре сообщения Айнаре Шлесерсе, предусматривала - чем меньше пассажиров, тем больше государству нужно доплачивать за перевозки. При новой модели, возможно, будут маршруты, которые государство не будет дотировать вообще. Это могут быть маршруты, которые идут параллельно с железной дорогой, например, Рига-Юрмала, Рига-Елгава, возможно, Рига-Огре и т.д.
Таким образом мы могли бы сэкономить государственные средства. Что касается перевозок местного значения, где бывает всего несколько пассажиров, мы рассматриваем возможность сделать их вообще бесплатными.
- На каких маршрутах вы видите возможности введения экспресс-поездов?
- Здесь мы говорим о том, как соединить крупные центры развития. Например, и у Цесиса, и у Сигулды есть желание, чтобы сообщение с Ригой стало гораздо быстрее. Я тоже поддерживаю идею о том, что там, где возможно, нужно увеличивать скорость и сокращать количество промежуточных остановок. Такой же подход может быть по направлению на Тукумс. Несколько экспрессов ходят уже сейчас, но я допускаю, что их может быть больше.
- Россия последовательно реализует свои проекты по развитию портов на Балтике. Как в этом контексте выглядят перспективы латвийских портов?
- Не секрет, что Россия очень активно развивает свои порты, и никто не может запретить ей это делать. И это понятно, когда каждая страна развивает свои порты и заинтересована в том, чтобы операторы перевозили через них свои грузы.
Такой ситуации, какая существовала ранее, потому что латвийские порты были экспортными портами Советского Союза, имели развитые перевалочные комплексы и контакты, больше не будет.
Сегодня наша задача с помощью диверсификации, повышения эффективности процессов, активной работы на всех наших соседних рынках предлагать бизнесу соседних стран использовать возможности наших портов. В этом нет ничего невозможного, и общими усилиями это можно сделать - координируя работу всех трех больших портов и частных компаний.