«Мероприятие будет под наблюдением» - в социальных сетях написал штатный работник в твиттере Национальной библиотеки. «Мы также сохраняем контроль над выключателем". «Надеемся, он не понадобится» - продолжает другой. Речь была о встрече Нового года «по московскому времени» в ресторане нашего Замка света - Национальной библиотеке, - начинает себе распалять Элита Вейдемане в своей колонке в "Неаткариге".
После того, как в Интернете появилась программа вечеринки, в которой особо было выделена речь президента России Путина Новый год в 22:50, бдительный народ задал вопрос: где мы находимся - в Латвии или в России? Национальная библиотека и ресторан вроде бы встрепенулись,
неприятный геополитический казус был предотвращён, программа мероприятия - изменена, потому что "она была неприемлема".
Интересно, неужели «неприемлемую программу» пришлось бы менять, если бы эти противные комментаторы в интернете не нашли это пятно позора в расписании праздника (Национальной!) библиотеки? Неужели наблюдатели ресторана готовы к тому, чтобы в 22:50 отключить электричество, если организаторы мероприятия, не дай Бог, подключат большой телевизор и позволят отмечающим Новый год вникать в умствования российского президента?
Конечно, электричество можно отключить, но проблема-то гораздо глубже, и смахивает на раннюю стадию гангрены.
Не только на Кливерсале думают покайфовать под бой курантов Кремля и речи Путина. В Доме Черноголовых остаётся в силе программа новогоднего праздника, в которой в 23:00 значится встреча Нового года «по российскому времени». Не обойдётся, по-видимому, и здесь без речи хозяина Кремля. Без этого никак: надо ведь создать ощущение комфорта у тех, кто до сих пор считает себя обделенным.
И место соответствует: в этом доме, в котором раньше работал президент станы, свои труды просвещения, начиная с апреля 2016 года создавала группа экспертов по политике сплочения общества, признавшая, что с русскоязычными жителями Латвии лучше уж говорить на русском — дабы улучшить взаимное понимание. Приятно, что в конце побеждает дружба народов, и вскоре все сколь-нибудь значимые здания в Риге можно будет спокойно переименовать в дома Москвы.
Вон, в Риге и Юрмале уже есть ряд таких московских домов, и прибывшие из России прогрессивные получатели ВНЖ вместе с местными фанатами Кремля смогут в одиннадцать часов вечера пускать в воздух ракеты с триколором и петь гимн Советского Союза, пардон, России, с глубокими словами, приглашающими вернуться на Родину: "Россия - священная наша держава…"
То, что русопрославление происходит здесь, в Латвии, хоть и тихо, но серьёзно, новостью не является. И нет ничего странного в основном законе торговли: если есть спрос, будет и предложение. Публика требует куранты Кремля, будут куранты Кремля!
Если публика требует мероприятие на русском языке, будет и оно, извините, со вставками на диалекте аборигенов.
Можно понять и то, что те, кто 9 мая усердно посещают неправильно заточенный карандаш в Пардаугаве, хотят отпраздновать приход нового года вместе с Путиным, но почему это надо делать в таких объектах национального значения, как Национальная библиотека и Дом Черноголовых? О, но если за аренду хорошо платят, и ведущим вечеринки тоже дают щедрые гонорары? Деньги же не пахнут Кремлём. Что уж - несколько часов стыда, зато качественные яства и напитки, и деньги в кармане!
Во всем этом празднике, места проведения которого из меркантильных интересов не будут изменены, оказывается, есть один запрет: Рижская дума не позволила обществу по исследованию и популяризации истории Liber.lv 31-го декабря в кинотеатре Splendid Palace провести новогоднюю вечеринку в стиле 1943 года: якобы, были опасения, что эта «немецкая вечеринка» могла бы превратиться в карнавал нацистов.
Почему сразу нацистов? В 1943 году участники вечеринки могли выделиться фуфайками красных партизан, масками а-ля Кононов и выступлениям в честь долгожданных оккупантов с востока. Это ведь не запретили бы? Если Рижская дума позволяет и даже способствует карнавалу ватников 9 мая 1945 года, почему бы не организовать весёлый перформанс с советскими партизанами?
А вообще желаю вам латышской встречи нового года. Пока ещё разрешены такие аборигенские штучки."
О чем, собтсвенно речь: