Сейчас пятая часть брутто-зарплаты каждого налогоплательщика направляется в пенсионный капитал. Большая часть, 14%, уходит на первый пенсионный уровень – он обязательный, и из него платят сегодняшним пенсионерам. Второму уровню остаются 6% от зарплаты, и их налогоплательщик получит, когда сам отправится на пенсию. Государство разрешает каждому самостоятельно выбирать управляющего этими деньгами, а также принято решение, что эти деньги можно наследовать.
Поэтому экспертов не впечатлила идея министра о том, что долю отведенных для второго уровня платежей можно было бы уменьшить, чтобы больше поддержать сегодняшних пенсионеров.
«Я это предложение оцениваю, как предвыборный популизм, который нацелен не на долгосрочную работу пенсионной системы и обеспечение благосостояния в будущем, а на привлечение внимания части избирателей перед выборами, — сказал председатель правления АО INVL atklātā pensiju fonds Андрей Мартынов.
— Оцениваю негативно. Это очередной удар по людям, которые честно платят все налоги, работая в прозрачной экономике».
Недоверие налогоплательщиков может возникнуть или вернуться — потому, что во время предыдущего кризиса государство не постеснялось подрегулировать второй пенсионный уровень, оставив [на время] там лишь 2%. И [с учетом этого опыта] высказывания министра вызывают крайнее беспокойство, сказал глава Общества управления вложениями Swedbank Петерис Степиньш.
«Возникает неопределенность насчет того, чего ждать в будущем и что сейчас произойдет с моими пенсионными накоплениями, куда каждый месяц идут день из моих же налогов [...]», — пояснил он.
Специалист напомнил, что второй пенсионный уровень люди воспринимают именно как собственные деньги, как настоящие накопления, в то время как первый уровень — это, по сути, только обещание государства, что когда-нибудь в будущем, если у демографической ситуации будет перспектива, и эта часть пенсии будет достаточной. Но демографические прогнозы для Латвии не слишком радуют.
Эдгар Вольскис, один из самых знающих экспертов в вопросах пенсионной системы, высказывание министра дипломатично называет необдуманным.
«Как только мы направляем больше взносов в первый уровень, мы автоматически повышаем размер будущих обязательств государства […].
Надо понимать, что на первом уровне мы, с одной стороны собираем деньги, а с другой стороны, государство накапливает обязательства на специальных частных счетах для каждого из нас, и эти обязательства индексируются. 14% и 6% — эта пропорция возникла на базе расчетов экспертов Всемирного банка с учетом демографической ситуации в Латвии и с учетом того, что в будущем пенсионеров в Латвии будет больше, чем работающих», — заявил Э. Вольскис.
Высказывание министра раскритиковали и в Банке Латвии. Там отметили, что в недавнем прошлом на рынок труда вышел максимум новых участников и в будущем мы все острее будем чувствовать старение общества. И второй уровень будет играть важную роль для сохранения стабильности всей пенсионной системы.
Министр финансов Янис Рейрс, в прошлом занимавший и пост главы Минблага, считает, что дискуссия об обязательных выплатах для пенсий 2-го уровня возможна.
«Я могу сказать, что на втором пенсионном уровне у каждого цента есть имя, фамилия и персональный код. Их нельзя так просто переложить. У каждого получателя 1-го пенсионного уровня были выплаты, создались виртуальные накопления. Единственный способ — как, например, сделали в Эстонии: сократили эти выплаты на второй пенсионный уровень, и таким образом снизили нагрузку на предпринимателей. А не куда-то переложили, но сделали меньшие социальные взносы», — заявил Рейрс.
Сам Гатис Эглитис после зазвучавшей в его адрес критики заявил, что его слова о перераспределении пенсионных отчислений были вырваны из контекста, и ни одно решение еще не принято. Не было обсуждений и в коалиции — они ожидаются на переговорах по бюджету 2022 года в августе. Министр прогнозирует, что они окажутся тяжелыми.