Знаете, одно из правил поведения в критической ситуации на дороге гласит: если происходит полная потеря видимости, то главное — сохранить прежнюю траекторию движения. Но в нынешней ситуации и это в Латвии не работает. Ощущение такое, что впереди — пропасть. Тут нет и не видно, и не слышно тех, кто бы имел представление о верном направлении движения. Куда же двигаться в Латвии? Разве что, в сторону границы».
Правда, по его словам, паниковать тоже не стоит. «Самое глупое сейчас — это растратить в панике оставшиеся ресурсы. Еще несколько лет назад в Латвии было вполне комфортно заниматься стартапами, но теперь и эта тема, в отсутствии рынка, сходит на нет. Теперь в стране выгодно только устроиться где-то в госсекторе и жить за счет бюджета и поступлений из еврофондов», — констатирует Федоров.
Проблема, по мнению Федорова, заключается в том числе в крайне недальновидной административной и налоговой политике, которая создает условия существования для бизнеса, несовместимые с жизнью и задачами развития.
«Какое-то время назад я говорил, что из Латвии не смогут уйти лишь компании, у которых здесь реальные нетранспортабельные активы. Но, к сожалению, уже и они то, что могут, перемещают в Литву или Эстонию. А кто в состоянии удержать предприятие, если оно просто борется за выживание и решает найти более выгодную страну для развития? Тем более, что далеко перебираться не надо. Даже в соседней Литве намного комфортней: налоги ниже, экономическая активность выше, да и энергия поздоровее — больше жизни и светлых мыслей о перспективах.
Если же мы говорим о предпринимателях — о молодых людях — так они разбегаются из Латвии стремительно. Вот не удается в Латвии развивать бизнес. Тут при ухудшении ситуации даже не консолидируется бизнес. Отсюда вряд ли дернутся лишь те бизнесмены, которым 55−60 лет. Только возраст их остановит», — cчитает глава ТПП.