«Почему такое беззаконие творится по акту, который составляет работник? Все в порядке никаких проблем нет, а потом через пять месяцев нам заявляют, что вот мы воры буквально», — недоумевает Келим.
Он говорит, что на протяжении всего эксплуатационного периода мастера Latvijas gāze, а потом Gaso навещали дом регулярно. Видели счетчик, осматривали пломбы, никаких претензий не выдвигали. Владимир Келим написал заявление в правоохранительные органы и намерен судиться с Gaso:
«Первый год у нас происходил ремонт, поэтому такое мощное потребление. Мы меняли крышу, газ уходил в никуда. И мы тут не жили, тут были строители, поэтому процесс был нерегулируемый».
Жительница Адажи пожелала сохранить анонимность. Назовём её Валентиной. В 2013 году она с мужем купила дом. Все счетчики достались от предыдущего хозяина. Latvijas gāze переооформило договор на нового владельца. Приходил мастер, все осматривал. Не было никаких претензий.
В 2016 году счетчик забрали и отправили на экспертизу. Эксперт Latvijas gāze Айвис Ивашко под микроскопом обнаружил несоответствие заводской пломбы счетчика. К пломбе Latvijas gāze претензий не было. При этом другой эксперт пришел к заключению, что невозможно вмешаться в работу счетчика, не повредив пломбу Latvijas gāze. Но в жизни Валентины это ничего не меняет: у нее на руках сейчас иск от Gaso на 20 тысяч евро.
«Я не могу ни проверить, ни доказать ничего. Почему я должна доказывать, если нет никаких причин сомневаться в моей порядочности? Пусть они доказывают. Почему им дано право так обращаться со своими клиентами?» — говорит она.
У Александра из Даугавпилса дом в 130 квадратных метров. Он платит ежегодный выровненный платеж — 70-90 евро каждый месяц — за газ, поскольку отапливает дом, подогревает воду и готовит на газу еду. Недавно пришли мастера, сняли счетчик, отдали на экспертизу. А дальше как у всех: обвинения в краже газа и счет на 14 тысяч евро.
«В течение 15 лет два раза в год точно они приезжали, осматривали счетчик, сверяли показания. Никаких проблем не было. Никаких претензий никогда не было. И я сейчас в такой ситуации, что даже не знаю, как им объяснить, что я этого не делал», — говорит Александр.
Он и его семья сейчас в растерянности. Говорит, что просто не знает, как ему доказать, что газ не воровал. Однако покорно оплачивать огромный счет мужчина не намерен.
«Я эту сумму платить не буду, потому что я этого не делал. И платить за то, что мы не совершали, я не буду. Я пойду в суд. Буду добиваться справедливости в суде», — заявил Александр.
В 2011 году рижанин Алексей Петров заранее предупредил компанию Latvijas gāze, что уезжает из страны и консервирует дом, поэтому потребление газа снизится. Сначала от него потребовали перейти на выровненный платеж и авансом заплатить 1800 евро. Потом появились мастера и забрали счетчик.
«Первое, что они сделали — это жестко сорвали пломбу. Это не то что они раньше откусывали. Приехало два мастера. Один сорвал пломбу, и я его спросил, почему он так делает — потому что он может сломать пластмассовое ушко и повредить его. Он сказал: «Мы так всегда делаем». А после этого они, посовещавшись, решили счетчик снять. И в результате они же и констатировали эти же повреждения на ушке, что они сами и сделали», — говорит Алексей.
А дальше все как у всех: огромный счет на 11 тысяч евро и обвинения в краже газа. Первый суд Алексей выиграл. Второй проиграл. Деньги пришлось заплатить. Но он не остановился и продолжил судиться.
«Первые суды не принимали во внимание многие факторы. Экспертиза произведена заинтересованным лицом. Повторная экспертиза невозможна, поскольку первый эксперт мог внести какие-то изменения. Есть такая практика, что после первого осмотра, если рассматриваются механические вещи, вторая экспертиза не имеет никакой юридической силы», — говорит мужчина.
Первую досудебную экспертную оценку давал эксперт по трасологии Айвис Ивашко, на ее основании и была выставлена претензия в 11 000 евро. В 2018 году этот эксперт был оштрафован KNAB на 350 евро за конфликт интересов, поскольку совмещал должности начальника Отдела криминалистики Госполиции и работал в Latvijas gaze. Представлял компанию в 4 уголовных процессах.
Программа «Личное дело» обратилась в Государственное бюро судебных экспертиз, где Ивашко и сейчас числится в регистре частным экспертном, а также в V&V VentMet laboratorija, чтобы узнать, как проводятся экспертизы газовых счетчиков. Однако обе организации отказали.
«Собственно, никаких повреждений пломбы найдено не было. Но эксперту надо это отметить — и вопросы про пломбу не задавались, только про внешний корпус. Да, на корпусе царапины были, но эксперт не смог установить причину и не пришел к выводу, что эти повреждения могли каким-то образом повлиять на показания счетчиков», — говорит Елена Тимонина, юрист Алексея Петрова.
Тогда компания Latvijas gāze в качестве эксперта привлекла в суде профессора РТУ по энергоэффективности.
«Я возражала, доказывая, что специалист некомпетентен. И тогда суд сказал: «Предоставьте хотя бы один образец похожей экспертизы, которую этот специалист уже делал». Чего Latvijas gaze, естественно, сделать не смогло», — говорит Тимонина.
Однако суд принял заключение эксперта. Елена считает, что царапина на пломбе или счетчике чисто юридически не могут служить доказательством воровства газа.
Все у газовой компании шло гладко до 20 марта этого года, когда Алексей Петров выиграл процесс против Latvijas gāze — его преемником стала фирма Gaso — в Конституционном суде. Судился 6 лет. В итоге суд отменил правило Кабинета министров номер 1048. По ним компания Latvijas gāze самостоятельно начисляла нарушителю штрафы. Они вычислялись по особой формуле — на основании общего объема потребленного газа за весь период работы испорченного счётчика. Стоимость этого объёма умножалась на три. Отсюда такие большие штрафы. Конституционный суд счел, что такой порядок нарушает права потребителей. Сейчас штрафы уменьшились, но не сильно. Их вычисляют по новым правилам Кабинета министров — санкции умножают на два.
«Конституционный суд посчитал, что Кабмин неправильно делегировал Latvijas gāze возможность самостоятельно рассчитывать и устанавливать размер этой компенсации», — говорит Тимонина.
Согласно новым правилам Кабмина, формула расчета прописана в законе — и она позволяет выставлять штрафные счета в двукратном размере. Ну а те, кто заплатил по старым правилам номер 1054, могут требовать свои деньги обратно. По словам юриста, возможно, будет подан групповой иск. Алексею Петрову так и не вернули заплаченные им 11 тысяч евро, несмотря на выигранный суд.
В Gaso говорят, что политику менять не намерены, поскольку газ похищают домашние хозяйства, супермаркеты, автосервисы и прочие крупные потребители. В целом у компании воруют 1% всего газа, поступающего в страну.