-После прозвучавшей со сцены театра Дайлес перед спектаклем «Жанна д'Арк» «отставной» речи Солвиты Аболтини полностью выкристаллизовался план спасения «Единства». Основная часть плана — замена самого видного лица партии в буквальном смысле, потому что раньше партия слишком ассоциировалась с огненной копной волос ее лидера, и это начало идти партии во вред. Недавняя смена прически в этом плане ничем больше помочь не могла, - пишет в "Неаткариге" Бен Латковскис.
-Стоит признать, что «Единство» ознаменовало определенный период современной истории Латвии, и от того, каким будет его судьба, во многом зависит и развитие страны в ближайшее время. За последнее десятилетие в латвийском общественном мнении усилились леволиберальные тенденции, достигшие апогея в 2011 году, при роспуске Сейма и основании Партии реформ Затлерса. С зонтиками и букетами цветов в руках к власти пришли «единственные правильные». Но вскоре выяснилось, что ожидаемая сказка не наступила. Цветы увяли, а зонтики вышли из моды. Началась коррекция общественного мнения, в результате которой любители букетов (затлеристы) как политическая единица исчезли со сцены, а зонтиконосцы («Единство») болтаются около 5-процентного барьера. Ясно, что в такой ситуации тем, кто мчится по политическому океану на леволиберальной волне, надо что-то сделать, чтобы сломать тенденцию. Внеочередные конгрессы партии и смена руководства — самые популярные инструменты изменения тенденций в политике.
Но одно дело — эти инструменты, а другое — реальная жизнь за окном. Кризис с беженцами и волна терактов в Европе поколебали уверенность большей части общества, что путь, который долгие годы объявлялся единственно правильным, действительно единственный и правильный. В такой ситуации многие вернулись к проверенным ценностям, которые в латвийской политике воплощает непритязательный, классический Союз «зеленых» и крестьян (СЗК) с седым, уравновешенным и мудрым Аугустом Бригманисом во главе. Пусть и Бригманис, и премьер Марис Кучинскис отнюдь не яркие, харизматичные лидеры, но они обеими ногами стоят на земле, что в данной ситуации важнее.
Что может противопоставить «Единство»? Уходящая лидер партии не переставала фантазировать о направленных против нее заговорах, «заказах» и прочей ерунде. В этих фантазиях она, как Дон Кихот, витает вместе со своими санчо пансами, чье политическое благополучие зависит от политического влияния «мамы». То, что карта Аболтини бита, теперь видят все. Чтобы спасти «Единство», надо найти лидера, который сумеет вытащить партию из ямы, куда она рухнула благодаря и собственным ошибкам, и идеологической коррекции массового сознания, коснувшейся не только этой партии.
В каждой партии есть ветераны, и, говоря словами Маэстро, молодые и многообещающие. Может быть, в мировой практике случалось, что партию из кризиса вытягивал тот, кто сам уже был «наверху», а теперь еще раз пытается все начать с нуля, но это редкость. Обычно партию вытаскивает совсем молодой, энергичный политик, воплощающий «восходящую звезду». В политике, как и в спорте или в музыке, крайне редко какая-то звезда восходит несколько раз.
Бывший еврокомиссар Андрис Пиебалгс в роли спасителя партии напоминает хоккеиста Сандиса Озолиньша, после успешной карьеры в НХЛ с кубком Стэнли в чемодане вернувшегося домой, чтобы еще несколько лет «для души» (и за достойную плату) отыграть в рижском «Динамо». Поможет ли это в случае Пиебалгса? Сомневаюсь.
С другой стороны, скамейка «молодых, многообещающих» запасных у «Единства» до неприличия короткая. Если Эдуард Смилтенс действительно готов бороться за лидерство в партии, а не имитирует эту борьбу во имя кажущейся демократии, можно удивиться его храбрости, но в любом случае его политической мощности не хватит. Мэр Саласпилса Раймонд Чударс хорош в популяризации своего образа внутри партии, но в национальном масштабе ничем себя не проявил. Мэр Цесиса Янис Розенбергс, осознавая свои возможности, вышел из борьбы. Кто остался? Тот же самый Пиебалгс, выпавший из высшей европейской лиги. Что бы про него не говорили Кришьянис Кариньш и другие живущие в брюссельском политическом пансионате ветераны «Единства», выдвижение Пиебалгса на роль спасителя свидетельствует об отчаянии. Так что не трудно спрогнозировать судьбу «Единства». Она будет такой же, как у рижского Динамо в КХЛ — последние места и угасание интереса болельщиков.
Перевод: freecity.lv