Оперные вокалисты обычно ценятся за красоту, глубину своего голоса, за умение перевоплощаться в роль. Их сила и притягательность - в умении погружаться, воплощать через голос тот образ, который они создают на сцене, практически отказываясь от себя самого, пишет bbc
Мало кто в этой профессии наделен уникальным собственным обаянием, притягательностью и магнетизмом личности - теми неуловимыми и труднообъяснимыми качествами, которые превращают блестящего профессионала в родного и близкого поклонникам его таланта человека.
Дмитрий Хворостовский был, безусловно, одним из таких артистов. Связано ли это было с его яркой, мгновенно узнаваемой внешностью русского былинного богатыря, или же с его сибирским происхождением, или же с необычайно быстрым взлетом из Красноярского педучилища до ролей на сцене Мариинского театра, Ковент-Гардена, Метрополитен Опера и других лучших оперных театров мира?
И то, и другое, и третье и еще многое, что словами передать невозможно.
Его восхождение к мировой славе началось здесь, в Британии - в 1989 году, когда 27-летний певец одержал победу на международном конкурсе вокалистов в Кардиффе, опередив местного фаворита - валлийского бас-баритона Брина Терфеля.
Здесь, в Британии и закончилась его недолгая жизнь. Он жил в Лондоне, любил этот город, считал его своим и очень переживал те не всегда нравившиеся ему трансформации, которые переживала в последние годы британская столица.
Модный журнал Elle как-то назвал его "Элвисом оперы". Он признавался, что еще в юности в Красноярске пел в рок-группе, которая исполняла "тяжелый металл" - "это был самый короткий путь к тому, чтобы стать кумиром девушек".
Очарование поп-музыкой, впрочем, осталось в прошлом. Он безо всякого уважения относился к так называемому crossover - стилю, в котором опера сливается с поп-музыкой. А тот факт, что самый знаменитый оперный певец в Америке - Андреа Бочелли, - для него был "то же самое, как сказать что лучшая еда - жевательная резинка".
Когда в одном из интервью его спросили, согласится ли он спеть дуэт с Мадонной за гонорар в миллион долларов, он после некоторого колебания ответил: "Да, будет непросто… Будет неловко, но я все же откажусь".
В то же время, не менее близкой для него, чем опера, была русская песня - романс, фольклор и ставшая практически фольклором советская песенная классика: "Журавли", "На безымянной высоте", "Русское поле".
Именно это - приверженность русской песне, способность передать голосом русскую, сибирскую удаль - больше, чем опера, снискало ему всенародную любовь в России. За это ему прощали даже то, что он уехал жить в далекий и для многих чуждый Лондон.
Еще одна его любовь, характерная, впрочем, для всех оперных певцов, - неаполитанская песня. "Может быть, потому, что моя жена - итальянка, я звучу в этих песнях совершенно не по-сибирски, - говорил он. - Я даже учил неаполитанский диалект, чего не делают даже многие итальянские певцы".
Россия - родина по рождению. Италия - родина по профессии. И все же домом для него стала Британия. Не случайно новость о смерти певца воспринята здесь особенно остро.
"Красота его голоса и роскошная внешность сценического кумира делали его любимцем любой аудитории. Радость, с которой он подходил к каждому выступлению, была уникальной. Его уход - огромная потеря для нас", - заявил в среду главный дирижер и музыкальный руководитель Королевского оперного театра Антонио Папано.
Хворостовский много и с удовольствием пел в Ковент-Гардене. Даже тогда, когда уже сильно болел. Его последнее появление на сцене театра было в заглавной роли в опере Чайковского "Евгений Онегин" в январе 2016 года.
"Мне не раз доводилось работать с ним", - поделился своими личными воспоминаниями Антонио Паппано.
"Однажды - незабываемое впечатление - я аккомпанировал ему в исполнении вокального цикла Рахманинова. Слышать, как он поет на своем родном языке, глубина его проникновения в музыку, его вокальная мощь - все это было совершенно потрясающе", - добавил Антонио Паппано.
Спектакль "Риголетто" в Королевской опере 14 декабря будет посвящен памяти ушедшего певца. Он дважды выступал в заглавной роли в постановках этой оперы на сцене театра - в 2005 и 2010 году.