Для отрасли это событие стало своего рода сюрпризом. Почему? Тут нужно объяснить обстоятельства. “Skinest Group” владеет богатейший житель Эстонии Олег Осиновский. Его имя часто упоминается в связи с делом о взяточничестве бывшего руководителя “Latvijas dzelzceļš” Угиса Магониса, по которому оба проходят как обвиняемые.
Согласно обвинению, пять лет назад именно Осиновский дал Магонису полмиллиона евро для проведения многомиллионной закупки - приобретения дизельных локомотивов у фирмы Осиновского “Skinest Rail”. Оба обвиняемых свою вину не признают. Рассмотрение дела продолжится в октябре.
Итак, входящее в “Skinest Group” предприятие SIA “Ritrem” покупает активы “Dzintars” и обещает возобновить производство уже в октябре. “Нашей единственной целью является спасение легендарного торгового знака, восстановление производства и превращение “Dzintars” в историю удачи, гордость каждого жителя Латвии”, - так в понедельник прокомментировал покупку Осиновский, заявив, что для него это своего рода миссия.
Без меня ни шагу
А вот бывший владелец “Dzintars” Илья Герчиков не так оптимистичен насчёт восстановления производства.
Он заявил, что новые владельцы с ним даже не связались. Однако торговые марки “Dzintars” являются его собственностью, а пока никто не просил его передать право на их использование.
“То, что говорят новые владельцы - выдумка, это фикция. У них физически нет возможности создавать продукцию “Dzintars” без моего согласия. Я являют автором 87 разработок, а это означает авторские права. Они обманывают общество”. Их цели ясны, они хотят купить торговый знак, производить товар в Польше и продавать его как “Dzintars”. Но это не возможно без моего согласия. Как я понимаю, я им не нужен. Однако как производить товар, они не знают, потому что вся рецептура находится у меня”, - рассказал Герчиков.
Сомнения по поводу планов новых владельцев подкрепляет и то, что неделю назад в продажу поступили исходные компоненты для косметики “Dzintars”, а также незаконченные и готовые товары.
На вопрос, согласится ли Герчиков продать торговые знаки, если новые владельцы к нему за этим обратятся, бывший владелец отказался ответить, сославшись на то, что не может комментировать то, что ещё не произошло.
Купившая активы “Dzintars” фирма “Ritrem” является дочерним предприятием Даугавпилсского локомотивного ремонтного завода (DLRR), занимающегося строительством, ремонтом и резервными деталями к железнодорожному транспорту. Но настоящим выгодополучателем является Осиновский.
Член правления DLRR Анна Удальцова заявила, что Герчикову уже не принадлежат никакие торговые знаки. Конечно, завод был приобретён вместе со всеми 93 торговыми знаками, и из них по пяти сейчас идёт правовое разбирательство. Это означает, что 87 не оспариваются и новые владельцы уже могут их использовать. И уже на следующей неделе новые владельцы собираются нанимать новых работников, в том числе бывших, а в октябре восстановить производство.
“Мы восстановим производство тех продуктов “Dzintars”, которые были популярны, акцент будем делать на биокосметику. Также планируем сотрудничать с университетами и создавать новые продукты, которыми можно будет гордится на экспортном рынке. В плане экспорта мы не хотим ограничиваться странами бывшего Советского союза, будет работать и с другими странами, в том числе на рынке Азии. В других странах слово “Dzintars” сложно выговорить, поэтому создадим несколько модифицированных брендов”, - рассказывает Удалова.
Она развеяла опасения, что производство может быть перенесено в другие страны.
“Мы купили 6,5 га и продукцию будем производить на месте, в Латвии. Нас не интересует производство в другом месте. Будем рады производить что-то и для других брендов”, - заявила Удалова.
А на поверку?
Сделка вызвала много вопросов о происхождении ее финансирования. Программа “Nekā personīga” канала “TV3” озвучила, что сумма, которую за “Dzintars” заплатила SIA “Ritrem” составила 5,5 млн евро.
Нужно добавить, что в последние четыре года фирма не брала кредитов, а прошлый год ее материнское предприятие Даугавпилсский локомотивный ремонтный завод окончил с оборотом в 48 миллионов евро и 326 000 евро чистой прибыли. Удалова объясняет, что “Skinest Group” - это огромное предприятие и капитала у него хватает.
Но принимая во внимание известное дело о взяточничестве возникает вопрос, а не стоит ли Службе финансового надзора проверить происхождение денег, на которые был куплен “Dzintars”?
Представитель службы Зайга Барвида объяснила, что финансовую проверку они проводят по запросу администраторов неплатежеспособности или если сделку обслуживает финансовое учреждение. Напрямую задействованные в сделке учреждения должна сами оценить все риски.
В “Skinest Group” входят больше 50 предприятий в 15 странах мира.
Но в отношении “Dzintars” следует оценить ещё один важный аспект. В ближайшее время у территории завода пройдёт строительство очередной очереди Южного моста, и цена приобретённых 6,5 га земли многократно вырастет.