Действие разворачивается в Шанхае в 1937-м. Богатейший город Китая лежит в руинах. Японцы неостановимо идут вперёд. И только на одном складе ещё почему-то держится горстка солдат.
Фильм на редкость честно снят. Армия Китая проиграла многомесячную битву за Шанхай — выжившие части уходят из города. Атмосфера полного поражения. Город горит. Какой героизм? Тут просто выжить бы. Поэтому китайцы расстреливают своих дезертиров. Не хочешь сражаться? А если маузер к затылку — захочешь?
И всего несколько сот солдат, с бору по сосёнке, во главе с упёртым командиром продолжают драться. Опытные ветераны и зелёные ополченцы, храбрецы и дезертиры — у них просто нет другого выхода.
Трейлер:
Спасение — буквально в метрах. Европейские концессии в Шанхае для японцев неприкосновенны. Поэтому одни улицы стёрты с лица земли, а на других, рядом, — обычная жизнь богатого города. Огни рекламы, яркие наряды…
Но китайских солдат туда не пустят. Если пустить их на территорию белых людей, то за ними зайдут и японцы. Поэтому выхода нет. Ожесточение боёв — неимоверное. Это уже не война, а кровавое месиво.
На разных этажах огромного дома китайцы и японцы перестреливаются на расстоянии плевка, кидаются гранатами, жгут огнемётами и рвут друг друга в рукопашных. На долю секунды показался врагу — и ты труп. Или раненый — если очень повезёт.
Пощады никто не просит и не даёт — китайцы добивают японских раненых, японцы отрабатывают на пленных штыковые удары и рубят им головы.
И на весь этот ужас круглыми глазами смотрит половина Шанхая. Китайская элита, простые горожане, британские солдаты, зарубежные журналисты — некоторые прямо с борта дирижабля.
Отравляющие газы, броневики, боевой экскаватор и конные атаки… Звучит как фантастика дизельпанка, — но реальные бои были ещё невероятнее.
Китайский подполковник Се Цзиньюань, чтобы дать уйти остальной 88-й дивизии, возглавил отряд на основе 1-го батальона 524-го полка под командой майора Яна Жуйфу.
Место последнего боя — огромный склад Сыхан с железобетонными стенами толщиной больше метра. Рядом были европейские концессии и склад горючего, так что японцы не могли просто снести дом тяжёлой артиллерией или разбомбить его.
«Было бы чудом продержаться полдня». Китайцы сражались четверо суток.
Склад обороняет около четырёхсот человек. Но чтобы запутать врага, пустили слух о восьмистах защитниках.
Отдельно впечатляют знаменитые «рогатые» каски на китайцах — благо Германия поставляла в Китай оружие и тренировала местные войска. К большой «радости» союзной рейху Японии.
Перепробовав все средства, японцы строятся античной «черепахой» из щитов и долбят подкоп.
Тогда китайцы обвязываются гранатами и с криками: «Мама, папа, простите!» живыми бомбами прыгают на врага из окон.
И этот эпизод тоже был в реальности! Так поступил молодой солдат Чен Шушэн.
Как Китай стал сильным
Тогдашний Китай показан предельно откровенно.
Пока одни умирают лютой смертью, в считанных метрах делают ставки на «сколько продлится оборона». Под защитой европейцев спокойно идут концерты и спектакли.
Многие защитники напуганы до смерти и пытаются любой ценой сбежать. Остальная армия вообще разбита и отступила.
Представьте, как бы плевались наши критики, сними такой фильм у нас.
Японская армия гораздо сильнее китайской. Японцы тренированнее, куда лучше вооружены. И вместо сдачи в плен с криком «Да здравствует император!» подрывают себя гранатой.
Иностранцам в Шанхае эта война вообще не сдалась. Да и сама отчаянная оборона, все эти жертвы для остального мира лишь спектакль, чтобы Чан Кайши мог выторговать побольше помощи.
Но постепенно, глядя на невероятные жертвы, китайцы меняются. Городская шпана бросается под пули снайперов, чтобы протянуть телефонный провод к складу. Богатеи достают из тайных заначек чемоданы морфия, на вес золота, — раненым.
Наверное, именно тогда Китай впервые за полтора века унижений перестал отступать. В битве за Шанхай перемололи лучшие части китайской армии. А впереди были ещё пять лет страшной войны. До сих пор китайцы не могут подсчитать, сколько десятков миллионов людей тогда погибло…
Но Китай победил. И стал сильнейшим в мире. Финальные кадры «Восьми сотен» показали — почему.
Евгений Белаш, warcats.ru