«Казалось бы, в политических кругах сейчас нет более важного события, чем бюджет и коллизии по затыканию его дыр. Но на самом деле фокус другой: партии с тревогой и предвкушением ожидают, какие оценки поставят им избиратели в следующем году, через год и еще через год - на муниципальных, парламентских и президентских выборах. Для народа сомнения политиков ценнее их самоуверенных надежд, потому что притормаживают совершенно безумные проекты по дальнейшему раздеванию людей.
О местном самоуправлении. Похоже, что в Вентспилсе и Юрмале к открытой власти вернутся те, кто сейчас неформально правит там из-за кулис - Лембергс и Трукснис. Если только они сами этого захотят и не сработает какой-нибудь трюк.
Завершилась шумная судебная тяжба, которая уже вышла из поля зрения общественности. Кого сегодня волнует, что на самом деле произошло там в конце 1990-х? На фоне текущих дел (OIK, банки, пенсии, закупки для армии и т.д. и т.п.) все это вместе взятое выглядит сущими пустяками... Не говоря уже о Rail Baltica, где поиски виновных ни к чему не приводят: афера с RB исходит из политических кругов и связанных с ними госслужащих, которые хотели огрести по полной, но поленились предусмотреть последствия. И все причастные сейчас работают не над тем, как закончить проект века, а над тем, как никому не попасться.
В Лиепае преуспеет группа, основанная Сесксом, поскольку она «очень дружелюбна» ко всем нуждам Риги. То же самое можно сказать и о Валмиере, но Байкс может выбрать руководить городом неформально. Это, конечно, полезнее для здоровья - не придётся бороться с амбициозными прохвостами и коварными гадами.
В Елгаве же, если у Равиньша и была мысль перейти в статус неформального лидера, то бардак в Елгавском крае не позволит ему сделать этого, безопасность есть безопасность.
Видя, как глупо и неуклюже была распущена Резекненская городская дума, Барташевичу не остается ничего другого, как воспользоваться ситуацией и критиковать власть имущих за их неумелость, высокомерие и непонимание нужд Латгалии. Ему уже не за что отвечать, потому что администрация продолжает начатую им работу, и он может критиковать и читать нотации со стороны. Барташевич ведет гораздо более умную игру, чем правительство, и ему не нужно бояться непопулярных решений - их теперь принимают администраторы. Все это, плюс неизбежные этнические голоса и возможный симбиоз с «новым примирителем» Шлесером, может принести Барташевичу еще больше голосов, чем раньше.
Мэр Даугавпилса Элксниньш привлекает к себе внимание по самым разным вопросам, он излучает энергию и любит угождать. Это признак настоящего политика. Видно, что у него есть/были хорошие учителя... Самое главное, что работа Элксниньша ценна для жителей Даугавпилса. Он нравится всем, кто приезжает с визитами из Риги, надеясь почувствовать себя в Латгалии как дома. И Элксниньш готов сотрудничать со всеми, у кого есть средства для поддержки его города. Конечно, есть местные завистники, но у нынешнего мэра есть все возможности построить историю успеха свою собственную и Даугавпилса.
Конечно, наибольшую интригу и влияние на политический процесс оказывают выборы в столице. Нынешний мэр Риги излучает некую усталость - ни хочет, ни может. Бессилие руководства и противоречия коалиции - большое утешение для Национального альянса и Объединенного списка, которым было бы прагматично объединиться в один список, чтобы скоординированно победить «Единство». Конечно, у Нацблока есть некоторая горечь и настороженность по поводу работы со Смилтенсом, но его наглость и способность ни на что не обижаться также могут быть использованы с пользой.
Союз зелёных и крестьян в сочетании с Олегом Буровым - это трагическая история. Эти нити не держатся вместе. Более того, у Бурова более двух «ахиллесовых пяток» в муниципальной работе, и все его конкуренты это знают.
Я желаю Шлесерсу удачи - у него есть энергия и стремление к переменам. Это ценно, независимо от того, осуществим ли его новый грандиозный проект или так и останется «Нью-Васюками». У конкурентов нет даже предложений; действующие власти просто наблюдают, как Таллинн и Вильнюс обгоняют Ригу в развитии, пока их главная задача - столбики, деревянные качели и бесконечные битвы с уличными знаками и памятниками. «Латвия на первом месте» надеется на голоса электората «Согласия», но послания партии так и не стали однозначно близки русским и совершенно не подходят латышам.
Конечно, Пуце успешно расслоит правительство и ловкий Яунупс соберет команду, которая может надеется на некоторое представительство в Рижской думе. И если это произойдёт, то для них объединение Нацблок/Объединенный список будет лучшим партнером, чем «Единство».
Прогрессивные, возможно, наткнутся на юридический казус – если ты, например, евродепутат Саткис и тебя также избрали в Рижскую думу, а та не берешь мандат, тогда ты сохраняешь место в Европарлатенте (и зарплату). Иначе для этой компании успешного решения не просматривается. Они использовали время между выборами, чтобы стать непопулярными среди всех, с кем им хотелось бы дружить.
По поводу перспектив «Согласия» и их отростков я распространяться не хочу…
А что по поводу «Единства» - нынешнего носителя власти в рижском «дружеском террариуме»? Думаю, оно находится в сложной ситуации. Конечно, у Кирсиса есть поддержка правительства с самого премьер-министра, но поможет ли это? Её не боятся и на нее не полагаются. Партия - это скорее проблема, чем поддержка для Кирсиса.
И тут важен именно взгляд на 2027, и об этом не может не думать нынешний президент страны. Его «самоизбрание» и нынешняя позиция, высказывания и увещевания в адрес правительства почти сводят с ума значительную часть его бывших соратников. Раздражение растет с обеих сторон. Ринкевич стал недосягаемо силен, поэтому партия вынуждена идти на уступки каждый день. Если президент постоянно ставит в угол и оставляет после уроков, это не может пройти мимо электората. Зачем за таких голосовать?
С другой стороны, «Эдгару Вселатвийскому» следует задуматься о том, кто будет теми «избирателями» в Сейме, на чьи голоса он может рассчитывать в 2027 году. Конечно, избирателям нравятся кошки, собаки, коровки и дети, но, возможно, статус незаменимого еще больше укрепится, если он всерьез попеняет усталой партии власти её длинным списком грехов. Другими словами, не стоит отмывать эту, давайте просто сделаем другую...
В глобальном плане, я думаю, мир будет менее напуган в следующем году. Нельзя не видеть, что и Пекин, и Запад хотят поскорее закончить затянувшуюся войну, чтобы экономика могла восстановиться. Европа начнет требовать более дисциплинированного расходования средств в национальных бюджетах. И это будет хорошей новостью для Латвии в любом случае - независимо от того, будет ли власть распределена в соответствии с моими прогнозами или нет.