Украина продолжает требовать от Запада не только финансовой, но и прямой военной помощи. Однако, несмотря не недавние сообщения о странных поставках танков Т-72 Украине из Венгрии, Запад явно не горит желанием давать Украине что-то более опасное, чем сухпайки и палатки. В чем причина подобного поведения, разбиралась газета "Взгляд".
Обращение министра иностранных дел Киева к Западу с просьбой оказать непосредственную военную помощь сочувствия не нашло, несмотря на то, что США и командование НАТО разрешили отдельным странам самостоятельно выбирать форму военно-технического содействия Украине. Вряд ли найдет отклик и последовавшее за ним заявление спикера Верховной рады Александра Турчинова о том, что «пришло время, когда Украине необходима не только моральная, но и военная помощь».
На данный момент государственные поставки стран Запада Украине в военной области ограничивались только военным оборудованием – бронежилетами, касками, сухпайками, палатками и так далее. Поставки вооружений официально не исключаются, но есть много признаков, говорящих о том, что это все-таки вряд ли произойдет.
«Большие» страны демонстративно не желают втягиваться таким образом в войну. А вот «новые европейцы» формально предпочли отмолчаться, хотя именно с ними и связаны основные надежды Киева. Уже были документальные свидетельства использования украинскими войсками боеприпасов из старых польских запасов. Причем запасов действительно настолько старых, что это даже гуманитарной помощью посчитать было нельзя. Но ранее восточноевропейские страны были неоднократно замечены в торговле арсеналами, оставшимися от Варшавского договора. В том числе, например, и в Грузию в ходе конфликта в Южной Осетии в 2004 году и перед войной 2008-го. Да и сама Украина (и государство, и отдельные граждане) вела себя ровно так же, причем еще в больших масштабах – что в итоге и привело к полному истощению военно-технического ресурса страны. И сейчас, когда основной массив украинской бронетехники и авиации практически перестал существовать, Киев может надеяться только на ответную любезность со стороны своих западных «болельщиков».
Непосредственным же катализатором разговоров о продаже Украине оружия из старых запасов стран бывшего Варшавского договора послужила странная история в Венгрии, когда местные блогеры сфотографировали эшелон с танками Т-72, движущимися по железной дороге в сторону Украины. Причем именно Украины, поскольку свернуть там просто уже некуда – рельсы упираются в итоге в пограничный пункт Захонь (он же украинский Чоп). Довольно быстро выяснилось, что это действительно венгерские танки, которые министерство обороны Венгрии вполне легально продало через тендер (№ S14N08) некой фирме Excalibur Defense KFT (kft – это по-нашему ООО). Фирма эта зарегистрирована в Секешфехерваре, на улице Баконь, дом 4 с уставным капиталом в 500 000 форинтов. В графе «прибыль» за 2013 год в ее отчетности значится круглый ноль. Есть данные, что ее учредителями являются несколько граждан Чехии.
Венгерскую общественность в этой истории волновал не сам факт продажи куда-то (и так понятно, что единственная соседняя страна, которой они вообще могут быть нужны – Украина) старых танков, а цена, за них полученная. Структурное подразделение министерства обороны Венгрии, за тендер отвечавшее, выручило от продажи первой партии (22 танка) фантомной фирме 40 миллионов 200 тысяч форинтов, то есть фактически по цене металлолома. А всего «Экскалибур» получил 58 танков по цене в сто раз меньшей даже не рыночной, а отпускной. При этом на фото отчетливо видно, что танки прошли предпродажную подготовку. Они заново покрашены и чуть ли не отполированы. Это как-то не вязалось с выступлением в чешской печати некоего представителя «Экскалибура» Андрея Чиртека, заявившего, что танки были куплены у венгерского министерства обороны для их дальнейшей «разборки».
Всех удивил и маршрут, по которому танки перемещались по Венгрии – в прямо противоположном от Чехии направлении. Минобороны объяснило это «логистикой» – из базы в Калоче эшелон двигался через Ньиредьхазу, где его и сфотографировали, на другую базу – в Ньиртелеке – для выполнения каких-то формальностей. То есть принцип «копать канаву от забора до обеда» безотказно до сих пор работает и в венгерской армии, несмотря на все стандарты НАТО. Да и зачем заново красить то, чему предназначено стать металлоломом?
Та же фирма выиграла и второй тендер на покупку 24 МИГ-29, которые металлоломом уже никак назвать нельзя. Не говоря уж о вертолетах. И все это с поставкой до конца августа. При этом с формальной стороны все вроде бы нормально. О тендерах было заявлено заранее, есть ссылки на соответствующую венгерскую нормативную документацию и прочие «евростандарты».
В этой схеме нет ничего нового. Правительство Венгрии не желает поставлять открыто Украине тяжелое вооружение. Но оно совершенно не против подзаработать лишние пять копеек на старом хламе, продав его гражданским посредникам-авантюристам из другой страны. А что они с этим сделают дальше – Будапешт тут формально ни при чем. Старый трюк с цирковыми собачками. Да, вроде как неприлично поставлять туда танки, и вообще наша политическая позиция противоположная, но дверь чуть-чуть будет приоткрыта. А 5% переведите, пожалуйста, на счет какой-нибудь фирмы «Жулики и Шпионы Инк.» в Лихтенштейне. Причем прибыль милых джентльменов из Чехии составит сумму астрономическую, поскольку Киеву вообще все равно, сколько платить – это ведь по сути американские деньги.
Дополнительного веселья во всю эту историю добавила крошечная деталь. Сайт Hidfo.net, на котором от анонимного пользователя появились фотографии танкового эшелона на станции Ньиредьхаза, был основан в 2012 году, и его слоган – Igazság hangja Magyarországban («Звук правды в Венгрии»). Но в момент его первого запуска на экране появилась надпись на кириллице: «Новостной портал запущен». Надпись через пару минут пропала, но осадок остался.
Подсчитать реальные потери украинской армии в Новороссии невозможно. Но если из 35 МИГ-29 сбито уже 33, то кто и на чем тогда там летает? Разумно предположить, что в ход пущены некондиционные самолеты или же те, которые ранее находились в нелегальном или полулегальном «лизинге» в других концах света. Вернула же Украина из Африки все свои вертолеты, находившиеся там в составе миротворческих миссий ООН, забыв перекрасить символику. В прошлом году дюжина украинских МИ-8 была передана на переоборудование Хорватии, в которой они и застряли из-за того, что запчасти к ним находились в Севастополе. Теперь делегация американских сенаторов и генералов требует от хорватов вернуть вертолеты Украине, обещая за это передать Загребу подержанные (семь–восемь лет службы) американские вертушки.
Нереально даже оценить то состояние, в котором находилась украинская армия на момент начала боевых действий. Даже исходить из официальных цифр нельзя, поскольку большая часть складской отчетности за двадцать с лишним лет воровства и манипуляций просто многократно фальсифицировалась. Даже если на бумаге некий танк и записан, и, более того, он был в реальности, то еще не факт, что был на месте, например, аккумулятор. Скорее всего, Киев сам имеет довольно поверхностное представление о своей военной мощи, а проводить инвентаризацию как-то времени нет.
Считается, что страны Европы ограничены Кодексом поведения в области торговли оружием от 8 июня 1998 года и Международной конвенцией о принципах торговли оружием. Именно на эти документы ссылался российский МИД в своей ноте по поводу поставленных на Украину венгерских танков. Но, во-первых, конвенция еще никем не ратифицирована, а Кодекс поведения представляет собой приятный и трогательный набор слов, какими любят оперировать Гринпис и прочие экстремальные пацифисты. Он не стоит даже бумаги, на которой напечатан. Да и торговля оружием – это такая замечательная сфера человеческой активности, в которой всегда найдется фирма «Экскалибур», зарегистрированная в частном доме на окраине древней столицы гуннов без признаков хозяйственной деятельности.
Но это все мертвому припарки. Ни Восточная Европа, ни НАТО в целом не будут передавать Украине такие типы вооружений, которые могли бы критично сказаться на ходе боевых действий в Новороссии. Мало того, что это политически опасно, это еще и непрактично и бессмысленно. Сам ход боевых действий не предусматривает тактического перевеса украинской армии за счет каких-то принципиально новых видов вооружений. Даже столь милые сердцу Барака Обамы беспилотники сбивают пачками. А просто наращивать огневую мощь – это процесс обоюдоострый. И пока он не в пользу вооруженных сил Украины. Харьковский танковый завод и так работает в три смены, ремонтируя то, что смогло отползти с поля боя.
Кроме того, качество, например, боеприпасов из древних запасов Организации Варшавского договора, мягко говоря, уже не самое хорошее. Болгарские мины, например, имеют склонность не взрываться, а почему-то ввинчиваться в асфальт по самый стабилизатор. А Болгария – один из крупнейших поставщиков этого хлама. Прага же – один из европейских лидеров производства вооружения – давно и прочно превратилась (наряду с Будапештом) в неформальный центр по нелегальной торговле оружием, а все эти цепочки находятся на контроле у десятков иностранных спецслужб и специализированных агентств. И рано или поздно какая-нибудь из этих цепочек с большим шумом вскроется.
Закулисные поставки Киеву некондиционной техники и боеприпасов старой номенклатуры могут лишь на некоторое время затянуть ход войны. В этом случае ответственность за гибель людей ложится на поставщиков, но, как мы видим на примере с Венгрией, государство и политики напрямую в процессе торговли оружием предпочитают не участвовать. А совесть частного лица – штука сумеречная. Это, конечно, не первый и не последний случай, предоставляющий широкое поле для деятельности многочисленных разведок и контрразведок и скоропостижного обогащения авантюристов. Но война когда-нибудь закончится, авантюристов выловят в Дунае, и выяснится, что все это было ни к чему.