Депутаты ушли... на кухню
Во-первых, парламент в условиях пандемии месяцами работал исключительно удаленно. А именно: депутаты участвовали в пленарных заседаниях или из своих кабинетов в здании парламента, или из помещений своих фракций, или… из дома. А отдельные слуги народа даже умудрялись выступать на пленарных заседаниях, будучи на улице или в машине.
Это первый случай в истории латвийского парламентаризма, когда заседания Сейма проходили в виртуальном режиме. Даже после отмены всех эпидемиологических ограничений некоторые заседания комиссий Сейма по-прежнему проходят удаленно или «в гибридном варианте», когда часть приглашенных экспертов участвуют в заседании виртуально.
Ну совсем «независимые» слуги народа
Второй рекорд – в нынешнем парламенте «фракция» независимых депутатов по численности… превысила все остальные фракции! Поясним: если депутат покидает свою фракцию, или она распадается, или депутата исключают из его фракции, то де-юре он присоединиться к другой фракции не может. Такой депутат дальше работает в статусе независимого – даже если он успел вступить в другую партию, которая имеет в Сейме свою фракцию.
Так вот в этом Сейме работает самое большое в новейшей истории количество независимых парламентариев – 22! Большинство из них уже нашло новое политическое «пристанище» и снова баллотируется в парламент. И скоро мы узнаем, как на сей раз избиратели отнеслись к «бегункам» – к тем, кто сменил партийную принадлежность. Опыт прошлых выборов показывает, что избиратели в подавляющем большинстве «не прощают» депутатам такие кульбиты. Вообще нынешний, 13-й Сейм запомнится еще и тем, что его состав по сравнению с 12-м Сеймом сменился на 60 процентов! Как будет после октябрьских выборов? Совсем скоро мы узнаем…
Кто там в роли дебошира?
Но вернемся к парламенту уходящего созыва. В каждом парламенте обязательно есть один или два «скандальных» депутата, возмутителя спокойствия. Такую роль в 12-м парламенте играл Артусс Кайминьш – помнится, он не только с трибуны жестко прикладывал политических оппонентов, но еще и бегал за коллегами с видео-фотокамерой, пытаясь играть в нечто вроде «открытого парламента».
В 13-м Сейме Кайминьша словно подменили – он превратился в тихого депутата, больше похожего на чиновника. Зато роль дебошира взял на себя бывший однопартиец Кайминьша Алдис Гобземс. По иронии судьбы, Гобземс стал и первым в новейшей истории депутатом, которого за нарушение кодекса депутатской этики лишили права участвовать сразу в шести пленарных заседаниях – то есть до конца полномочий 13-го Сейма мы уже не увидим этого парламентария ни на трибуне, ни в зале пленарных заседаний.
Следствием установлено…
13-й Сейм наверняка запомнится и обилием… подследственных депутатов. Уже упомянутый Кайминьш подозревается в фальсификации бухгалтерских документов, следствие еще продолжается. Бывший уже глава юридической комиссии и бывший депутат Сейма Юрис Юрашс (партия «Консервативные») был обвинен в разглашении сведений, содержащих гостайну. Однако две инстанции его оправдали, и скоро судьбу господина Юрашса решит сенат Верховного суда. Если он согласится с вердиктом Рижского окружного суда, то тогда этот политик сможет идти на выборы 1 октября уже без обвинений в уголовном деянии.
Депутат Атис Закатистовс, примкнувший после ухода из KPV.LV к «Новому Единству», тоже все еще находится под судом – и хотя первая инстанция его оправдала, прокуратура обжаловала этот приговор и, стало быть, рассмотрение дела продолжится в окружном суде.
Депутат Мартиньш Бондарс («Для развития»/«За!») тоже оказался обвиняемым по уголовному делу – за подделку брачного договора. До судебного процесса дело еще пока не дошло.
Еще только начался судебный процесс и по самому громкому в новейшей истории обвинению депутата – Янис Адамсонс, как известно, подозревается в госизмене.
Один приговор в уголовном деянии уже вступил в силу – в отношении депутата Атиса Адамовичса («Новое Единство»), которого признали виновным в махинациях с депутатскими компенсациями.
Примечательно, что из всех перечисленных депутатов, у кого возникли проблемы с уголовным законодательством, в следующий парламент баллотируются только Юрис Юрашс и Атис Закатистовс.
Кстати, Юрашс уже вошел в новейшую историю парламентаризма как первый депутат, который… отправился на войну – в качестве добровольца иностранного легиона, защищающего Украину. Вскоре после отъезда на Украину Ю. Юрашс сложил депутатские полномочия.
Десять «отказников»
Любопытно, что из всех 100 депутатов в следующий парламент не баллотируются… всего 10 человек. Мотивы у этих десяти «отказников» разные – кто-то остался без партии и из-за потери репутации не смог найти «запасной аэродром» (к примеру, Кайминьш), кто-то разочаровался в политическом процессе (Ингуна Рибена), а кто-то просто решил сделать рестарт своей карьеры и вернуться в профессию…
Многолетний депутат Атис Леиньш («Новое Единство»), вероятно, решил не баллотироваться больше в силу почтенного возраста – ему исполнилось 80. Уже упомянутый Мартиньш Бондарс отказался идти на выборы после того, как стал подозреваемым в уголовном деянии.
Впрочем, те, кто не баллотируется, вовсе еще «себя не списали» как политиков и вполне могут вернуться через несколько лет в большую политику.
Пандемийный парламент
Так или иначе, но нужно признать, что 13-й Сейм был весьма интересным, но действительно «несчастливым» из-за пандемии – депутатам пришлось уйти «на домашний режим» и в условиях объявленного режима ЧС фактически отдать львиную долю полномочий правительству.