Если в 2000 году только 0,2% мировой электроэнергии вырабатывалось ветром, то в 2022 году доля ветроэнергетики превысила 7%. Не осталась в стороне от мирового тренда и Латвия. Многие, наверняка, своими глазами видели крупнейший ветропарк неподалеку от Вентспилса - не много, не мало лопасти крутят почти 100 ветровых турбин. Всего, по данным Государственной экологической службы, на январь 2024 года в Латвии установлено 1388 ветряков. И ежегодно их количество увеличивается.
На днях стартовал совместный проект "Латвэнерго" и Latvijas valsts meži: началась подготовка к постройке ветряных парков в разных уголках Латвии. Местные жители беспокоятся, что зеленая энергия может принести не только пользу, но и вред - особенно тем, кто живет рядом с ветряками. SIA "Latvijas vēja parki" успокаивает: причин для беспокойства нет - влияние ветряных электростанций на окружающую среду изучается, природа не пострадает. Но так ли это?
Самая очевидная причина вреда для экологии - это строительство самих ветряков. Те, кто видит ветрогенераторы издалека, вряд ли имеют представление об их истинных размерах. Ведь обычно ветряки расположены слишком далеко или слишком высоко, чтобы разглядеть их детально. И только если они лежат на земле - в разобранном состоянии - можно понять, насколько они огромные. И без тяжелой техники тут не обойтись.
Для установки парка ветрогенераторов необходимо провести большую подготовительную работу: подогнать технику, вырубить лес, проложить дороги и подготовить инфраструктуру. Зачастую строительные работы ведутся в местах, где обитают редкие птицы и растут особо охраняемые растения.
"Последние два года интенсивно проводятся дороги к местам строительства, идет вырубка леса. Однажды во дворе своего загородного дома я смотрю: сова! Она должна жить в глухом лесу, а сидит на березе во дворе. Птицы и животные мигрируют из леса, потому что люди их вытесняют", - говорит биолог Сандра Бечере. Она - одна из активисток, выступающих против проекта ветропарка в волостях Салацгрива и Вилькене в Лимбажи. Подробнее о проблеме Press.lv уже писал в этой статье.
Письмо президенту
Обеспокоенные жители обратились к президенту Эдгару Ринкевичу, правительству и Сейму с открытым письмом, под которым подписалось 947 человек. Они просят вмешаться в процесс строительства ветропарков:
"В этом процессе, по нашему мнению, нарушаются основные права человека, которые указаны в Сатверсме, а именно право на благополучную среду и право на имущество", - сказано в письме к высшим должностным лицам страны.
Также подчеркивается, что в коммуникации между госучреждениями и жителями в очередной раз произошел сбой. Практически вся информация указана на интернет-страницах самоуправлений, но у многих жителей в сельской местности нет доступа к интернету или они не обладают достаточными навыками, чтобы им пользоваться.
"Непонятно, почему на общественное обсуждение были приглашены только владельцы земли, на которой планируется вести строительные работы. Разве это не касается остальных жителей?" - задаются вопросом в открытом письме.
"В сложившейся на данный момент ситуации нам ясно видно, что интересы жителей Латвии не принимаются во внимание, и важнее интересов основных жителей Латвии - интересы иностранных инвесторов," - подписавшиеся выражают беспокойство, что планируется построить несчетное количество ветровых парков по всей стране, особенно в Курземе. Отмечается, что высота некоторых мачт ветряков будет достигать аж 285 метров. Для сравнения, высота Рижской телебашни "всего" 368 метров.
Также непонятно, как так получается, если житель живет в сельской местности, или осознано решил переехать из города в деревню, приобретая участок земли, на котором по территориальному плану самоуправления не было предусмотрено никакого строительства ветряков, то с помощью неожиданных поправок это строительство вдруг становится разрешено:
"Фактически в этой ситуации жители становятся заложниками на собственной земле. Имущество больше нельзя продать, не говоря уже о том, что ее стоимость уменьшается".
Для строительства парков с ветрогенераторами предусмотрена вырубка множества гектаров леса, чтобы подготовить место для строительства и инфраструктуры.
"Можно ли назвать "зеленой" энергию, созданную этими ветряными электростанциями, если прежде необходимо уничтожить наше государственное богатство - лес? По нашему мнению такое влияние на природу необдуманное, несоразмерное и угрожает многим природным видам," - говорится в письме, и отмечается, что уже сейчас многие животные и птицы лишаются своей природной среды обитания.
Кроме того, в долгосрочной перспективе массовое строительство ветропарков может обернуться и другими проблемами. Не только для животных и птиц, но для всей природы в целом.
Смерть для пернатых
Кажется, что лопасти ветрогенераторов движутся медленно, но это не так. Их кончики могут достигать скорости вращения в 288 км/ч, и птицы, которые пролетают рядом с ними, неминуемо погибают. Главным образом жертвами «экологически чистой энергии» становятся орлы, ястребы и совы.
Издание Deutsche Welle приводит наглядную таблицу самых распространённых причин гибели птиц в США. Ветряки уступают кошкам и стеклам зданий, но от них ежегодно только в Штатах гибнет порядка 234 тысяч птиц, в основном хищных и охраняемых законом.
Повышенный риск для хищников связан еще и с тем, что во время полета они направляют свой взгляд вниз в поисках добычи, и поэтому редко смотрят вперед по направлению полета. А кроме того, эволюция не заложила в них способность избегать таких «хищников», какими в данном случае являются лопасти турбин.
Летучие мыши становятся жертвами ветряка, даже с ним не сталкиваясь: приблизившись к нему менее чем на 100 метров, животные попадают в зону низкого давления и погибают от внутреннего кровоизлияния, вызванного резким расширением легких.
Чего стоят 100 МВт "зеленой" энергии
Любая крупномасштабная энергетика влияет на окружающую среду. Пока мы всеми силами пытаемся уменьшить углеродный след, краткосрочные и долгосрочные воздействия возобновляемой энергетики на метеорологию и климат остаются малоисследованными. Скептические оценки крупномасштабной ветроэнергетики впервые получили научное обоснование в 2011-2013 годах.
По данным исследований экологов в США, где 8,42% всей выработанной электроэнергии приходится на силу ветра, 100 МВт ветровой энергии обходится в:
- 20 000 квадратных метров сведенной растительности,
- Более 900 кг CO2,
- 6 000 000 м3 газообразных токсичных выбросов,
- 1,2 млн литров отравленной воды,
- 272 млн кг сильно загрязненного техногенного песка,
- 127 тонн радиоактивных отходов
Речь идет не только о непосредственной работе ветряков, но и о ресурсах, которые нужно потратить на производство их компонентов, в которые входят и редкоземельные элементы. Для сравнения, в одной Латвии общая мощность ветряных генераторов насчитывает порядка 11 000 МВт. Не сложно посчитать, какое влияние это глобально оказывает на природу.
Ветровая тень
В октябре 2018 года в журналах Environmental Research Letters и Joule вышли научные статьи, иллюстрирующие, что использование ветроферм на суше приводит к разогреванию атмосферы и изменению климата.
В частности из-за массового использования ветряков образуется, так называемая, ветровая тень. Это явление хорошо изучено на примере разницы в естественном климате горных склонов.
Наветренный и подветренный склоны в горах отличаются даже визуально: на наветренный склон выпадает гораздо больше осадков, поэтому он покрыт разнообразной растительностью, а противоположный склон (особенно в ущелье) при этом может быть практически голым.
Тем не менее, в горах ветровая тень формируется естественным образом, и экосистема успевает приспособиться к розе ветров. Ветрофермы же приводят к возникновению искусственной ветровой тени, которая часто меняется. Доказано, что обширные поля ветряков существенно ослабляют бриз, а сами ветряки отбирают энергию друг у друга – буквально «разбирают» энергию ветра, из-за чего эффективность всей ветрофермы снижается.
Из-за массового использования энергии ветра в районах ветроферм образуется застойная зона: ветроферма нарушает циркуляцию воздуха и лишает подветренную территорию не только ветра, но и влаги. Ширина этой зоны на суше может превышать 20 километров, в некоторых случаях достигая даже 50 километров.
Кроме того, нарушается отвод излишков тепла из приземного слоя атмосферы. В результате поля и луга, рядом с которыми развернуты ветрофермы, могут перегреваться и страдать от засухи.
Обледенение лопастей
В холодных широтах, к которым можно отнести и Латвию, лопасти ветряков начинают обледеневать. Проблема обледенения винтов и корпуса давно известна и хорошо исследована в авиастроении, но в контексте ветряков имеет свои нюансы. Обледеневшие лопасти утяжеляются, хуже вращаются и выработка энергии на ветроферме снижается.
Полевые исследования с применением дронов показывают, что толщина льда на лопастях может достигать 30 сантиметров, и в такой период турбина дает только 20% энергии от базового показателя. Эти же исследования показали, что лопасти обмерзают неравномерно: в основном лед накапливается на кончиках лопастей.
Испытания, проводившиеся в университете штата Айова (США) показали, что существует два основных способа для борьбы с обледенением лопастей. Во-первых, турбину можно подогревать изнутри, устанавливая нагревательные элементы на кончиках лопастей. Во-вторых, можно изготавливать лопасти из гидрофобного пластика.
Однако описанные подходы сводят на нет «зеленый» экологический компонент ветроэнергетики. Нагревание турбин зимой увеличивает их углеродный след, а конструирование лопастей из полимерных материалов ставит вопрос о переработке и захоронении отработанных турбин.
Ветрогенератор - не вечный двигатель
Срок службы ветроэлектростанции составляет 15-25 лет в зависимости от условий эксплуатации. Что происходит с дорогостоящими частями ветрогенераторов, когда они отслужили свой срок?
Маттиас Филиппи, пресс-секретарь компании, владеющей ветропарком Enertrag AG в Германии, говорит в интервью местной газете Ostfriesische Rheiderland Zeitung: "Для большинства компонентов - среди них сталь, цемент, медная проволока, электроника - очень подходит система переработки во вторсырье".
Но лопасти, состоящие из смеси различных материалов, в том числе стекловолокна, необходимо утилизировать иначе, с помощью специальной химической обработки.
"Никуда не годится, когда отходы подобного рода свозятся на обычные мусорные полигоны", - говорит Ева Филипп из энергоконцерна Vattenfall.
В Германии действует около 30 000 ветряков, и до конца 2025 года стоит проблема утилизации 50 процентов старых лопастей. Сделать из старых новые тоже не получится. Если ветропарк не может больше функционировать, то его компоненты в основном уже изношены и должны быть превращены во вторсырье.
"В настоящий момент переработать лопасти для вторичного употребления обойдется дороже, чем просто сжечь их", - комментирует Ева Филипп возможность экологичной переработки отслуживших свое ветряков.
Болезнь ветроэлектростанций
«Синдром ветряной электростанции» — непризнанная болезнь. Многие ученые сходятся во мнении, что она основана исключительно на психологических субъективных ощущениях. Тем не менее, пара из Франции получила компенсацию за свои проблемы со здоровьем, вызванные установкой ветрогенератора рядом с их домом.
Кристель и Люк Фоккерт получили свою компенсацию в размере 128 000 евро после того, как Апелляционный суд Тулузы постановил, что ветряная турбина, установленная недалеко от их дома на юге Франции, вызвала у супругов проблемы со здоровьем, сообщает The Guardian. Боль, головокружение, усталость, шум в ушах и другие проблемы со здоровьем — это те симптомы, которые назвали супруги и то, что позже окрестили «синдромом ветряной электростанции».
Шесть ветряных турбин, расположенных в 700 метрах от дома пары, были установлены в 2008 году. Проблемы со здоровьем начались через пять лет после расчистки близлежащего лесного массива - они стали слышать шум турбин, а мигающие огни генераторов создавали «впечатление, что за ними всегда кто-то наблюдает».
Большинство ученых считают, что «синдром ветряной электростанции» — это чисто психологический феномен, а научные исследования не нашли доказательств того, что ветряные турбины могут вызывать проблемы со здоровьем у человека. Однако в случае семьи Фоккерт судьи посчитали иначе и вынесли вердикт: выплатить солидную компенсацию.
В заключении хочется отметить: на первый взгляд кажется, что энергия ветра это идеальный "зеленый" источник энергии. Что может быть лучше? Ветер дует, лопасти крутятся, энергия капает. Но чтобы полностью перейти на такой зеленый источник энергии даже тысячи ветряков недостаточно - нужны огромные ветропарки. Сможет человечество подчинить себе силы природы? Какое влияние окажет это через 10, 50 или 100 лет? В начале ХХ века бензин и двигатели внутреннего сгорания тоже, наверно, казались идеальным источником энергии, а теперь весь мир борется с загрязнением воздуха, озоновыми дырами, изменением климата и "углеродным следом".