Повороты любви
Они впервые повстречались в то время, когда за плечами у обоих уже было немало разочарований и разлук. Олег Даль успел пережить два болезненных развода, а Елизавета Апраксина - множество романов и не совсем удачное замужество.
Она была удивительно красива, в нее влюблялись и ровесники, и мужчины гораздо старше. В момент знакомства с Далем за ней ухаживал Сергей Довлатов, и Лиза отвечала ему взаимностью.
Олег Даль появился в монтажной "Ленфильма", чтобы посмотреть отснятый материал. Елизавета смотрела на высокого худенького актера, и ее сердце наполнялось щемящей жалостью к этому мужчине, грустно смотревшему на экран. Острые плечи, желтые волосы, выкрашенные для съемок в роли Шута в фильме "Король Лир", и пронзительный взгляд синих глаз. Он казался в тот момент трогательно-беззащитным, нуждающимся в любви и заботе. Впрочем, в любви и заботе он нуждался постоянно.
Потом была экспедиция в Нарву на съемки, но Елизавета старалась не обращать на него внимания. Она работала монтажером и строго следовала принципу не влюбляться в актеров. Правда, когда приходят настоящие чувства, все принципы оказываются бессильны.
Без права на отказ
В Нарве Лиза Апраксина встречалась с женатым литовцем, надеясь, что их роман перерастет в нечто большее. А Даль постоянно оказывал ей знаки внимания. То явится с букетом цветов, то устроит розыгрыш с милицией, доведя девушку до полуобморочного состояния.
Он частенько появлялся на съемочной площадке в изрядном подпитии. Но режиссер Григорий Козинцев прощал актера. Когда у Козинцева спросили, почему он так снисходителен к Далю, режиссер ответил, что жалеет актера: тот долго не проживет.
Лизе льстили ухаживания Олега Ивановича, и когда он пригласил ее на свой спектакль в Москву осенью, поехала не задумываясь. Прямо с вокзала позвонила в театр, но Даль, услышав, что звонит Лиза, ее даже не вспомнил. Обиженная девушка тут же уехала назад в Ленинград, где жила. Тогда она еще не знала: во время репетиций он мог забыть и собственное имя, полностью погрузившись в роль.
Вскоре Даль приехал в Ленинград, бросился к Лизе, объяснил причины своего поведения. А потом стал бывать у девушки в гостях и совершенно очаровал ее маму Ольгу Борисовну.
Он пришел к Лизе домой, когда у нее в гостях был Сергей Довлатов. Они все вместе пили спиртное, чем-то закусывали, и мужчины не собирались покидать квартиру поодиночке. Когда они уже прощались, Лиза незаметно шепнула Олегу Далю, чтоб он вернулся.
В ту ночь он нарушил свой обет никогда не жениться, данный после развода с Татьяной Лавровой. В пять утра он решительно пошел просить руки Елизаветы у будущей тещи Ольги Борисовны, Оленьки, как он ее называл.
"Напомни мне потом о нашем дне!"
Он старательно делал вид, что не помнит даты их бракосочетания - 27 ноября 1970 года. Но при этом ни разу не забыл преподнести жене подарок по этому случаю. Она хранила эти вещественные признания в любви на протяжении всей своей жизни.
"Однажды он попросил меня выйти на улицу. Было холодно. Он приехал на такси, вернулся с гастролей, - вспоминала жена актера. - И выходит из него... с огромным букетом совершенно дивных алых роз. Какого-то неземного аромата. Дома достал из сумки очень красивое зеркало, потрясающую расческу и записную книжку, где уже была сделана дарственная надпись... При этом он постоянно делал вид, что никаких дат наших не помнит вовсе. Даже, было дело, демонстративно просил: "Напомни мне потом о нашем дне!" Хотя помнил лучше меня.
Елизавета стала для него лучшей женой, какую только можно было себе представить. Ей хватало мудрости и терпения сносить его периодические запои и бесконечные капризы, постоянно восхищаться его талантом. Она, умница и красавица, стала сопровождать супруга почти во всех его творческих экспедициях, стоически переживая бытовую неустроенность.
В редкие дни разлук они писали друг другу трогательно-ироничные письма, где в каждом слове читались неизбывная тоска друг по другу и бесконечное признание в любви.
Чувства не смогли разрушить ни периодические ссоры, ни пристрастие Олега к спиртному. Иногда у нее заканчивались силы, она уезжала к маме в Ленинград. Позже пришло осознание: алкоголь разрушает не только его брак, но и всю жизнь. Актер решился вшить ампулу, которая защищала бы его от запоев.
Он любил хорошую обувь и никогда не появлялся на улице в грязных ботинках. А еще он после множества творческих встреч со зрителями любил приехать домой и, достав из карманов целую кучу денег, артистично веером бросал купюры на пол, радостно сообщая "своим женщинам", что они могут себе ни в чем не отказывать. Он гордился своей ролью главы семьи и старался сделать жизнь близких счастливой.
В жизни Олега и Лизы Даль были и проблемы, и огорчения. Но главными составляющими их брака были нежность, забота, бесконечное счастье, рожденное настоящей любовью. Его не стало 3 марта 1981 года. Лиза пережила его на 22 года, бережно храня его подарки, стихи и письма...
До своего 40-летия Олег Даль не дожил двух месяцев. Он сыграл около 50 ролей, но их могло бы быть вдвое больше, если бы он не отказывался от них и не терял из-за своего непростого характера. Говорят, он был "неудобным" для режиссеров, срывал спектакли и часто конфликтовал тогда, когда следовало бы искать компромиссы. В его жизни было много страстей, и одна из них погубила его окончательно...
"Люби меня, как вкусные конфекты": письмо Олега Даля Елизавете Апраксиной
Здравствуй, милая моя грустная и седенькая старушка! Не печалься! Держи хвост пистолетом. Все будет тип-топ! Предрекаю тебе муку от меня неимоверную... Но ты люби меня! Ты мне нужна. Мне необходимо плечо твое; ведь бедолага и безумец безвольный я.
Целую я тебя и обнимаю крепко.
Люби меня, как вкусные конфекты.
Люби, как осень, как дожди.
Люби, люби и очень жди!
Ну как? Жду рецензии.
16.IX.70 г. Москва.