"До сих пор я слышал все что угодно", - заявил на TV24 в программе Nedēļa. Post scriptum экс-премьер Ивар Годманис.
"Когда этот проект принимали, главой комиссии был Стив Калвес, представитель Эстонии. Не так просто такие проекты пролоббировать, потому что эти проекты идут не как структурные фонды, а как так называемые соединительные инструменты, которые в европейском бюджете находятся в другом месте. В чем разница? Если в структурных фондах правительство очень серьезно участвует, утверждает правила, условия конкурсов, деньги идут из Европы, правительство софинансирует, а потом все пересматривает и ведет надзор. Этот проект изначально идет от комиссии, а правительство - на вторых ролях", - поясняет Годманис.
Когда утверждали проект в 2017 году, это было до ковида, войны и инфляции - все это влияет на расходы.
"Создали RB Rail, куда входят представители всех трех стран, кто их назначил, кто нес ответственность - это должна была делать комиссия.
Потом началось объявление конкурсов, но, видите ли, для каждой вещи, которую строят, должен быть финансовый акцепт. Кто акцептировал финансы для строительства вокзала в Риге или здания у аэропорта? Если это делает комиссия, а правительство просто информируют, как я слышал от министра, что "надо заплатить всего 15% от малой суммы и все, чего вы хотите от нас?"... Правительство там не несет совместной ответственности. Надо найти обязывающие финансовые документы о таких решениях, найдут ли они? Интересно. Упрекать правительство, конечно, можно, но у меня есть теория, что этот проект не планировался только на эти деньги для соединительного инструмента. Якобы планировалось добавить еще и деньги из структурного фонда", - комментирует Годманис дилемму с Rail Baltica.
Он считает, что есть два крайних варианта, и оба "безумные".
Первый вариант: Европа скажет, что "ничего не знает, чего мы тут в Латвии понастроили", что вряд ли будет совсем честно, "вокзал вы на свои деньги построили, его и доделывайте на свои деньги. Мы вам давали деньги на рельсы, а не на вокзал. Это здание около аэропорта вы тоже на свои деньги построили, мы ничего не знаем". Я дико сомневаюсь, что это так было!
В таком случае надо на свои средства доделать здание около аэропорта, вокзал и отказаться от проекта. "Но тут вопрос, не потребует ли Европа вернуть свои деньги?" Годманис в этом не уверен и говорит, что сам бы он никогда не согласился на то, чтобы правительство взяло заем на необходимую сумму в 7 миллиардов - это бы испортило всю экономику Латвии.
Второй вариант - министр должен обратиться к представителям Европы с информацией о том, что денег не хватает и понадобится намного больше. Этот вариант намного дольше и запутаннее, так как надо продолжать переговоры с ЕС, получать дополнительные средства, продолжать проект, добавить часть из средств структурных фондов, чтобы в конце концов не остаться с полуготовым вокзалом и незавершенным зданием около аэропорта.